barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Музыкальные инструменты в мифологии и живописи

Из античности в европейскую культуру перешло четкое разделение струнных и духовых инструментов, основывавшееся на различии тех смыслов и символических значений, которыми наделялись эти инструменты. Наиболее откровенно это различие - и даже, можно сказать, антагонизм - проявилось в древнегреческих мифах о состязании Аполлона с его незадачливыми конкурентами-музыкантами. Один миф получил распространение в живописи как "Суд Мидаса", второй - глубоко трагический, известен как "Состязание Аполлона с Марсием". Обычно эти два мифа смешивают, не обращая внимания на тонкие различия.

Итак, в первом мифе фигурирует бог Пан с непременным своим атрибутом - флейтой (флейта Пана, или сиринкс). Комизм этой истории в том, что пострадавшим в результате состязания Аполлона-кифареда с Паном-флейтистом оказался сторонний наблюдатель - царь Мидас, не согласившийся с вердиктом Тмола, отдавшего первенство Аполлону. У царя Мидаса выросли ослиные уши.

 (699x477, 82Kb)
Хендрик де Клерк. Наказание Мидаса.


Овидий в "Метаморфозах" так повествует об этом:

Тмол порешил, чтоб Пан не равнял своей дудки с кифарой.
Суд священной горы и решенье одобрены были
Всеми. И только один порицал, называя сужденье
Несправедливым, - Мидас, и Делиец терпеть не изволил,
Чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши:
Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью,
Твердо стоять не велел и дал им способность движенья.
Прочее - как у людей. Лишь одной опорочен он частью.
Так был украшен Мидас ушами осла-тихохода.

(Перевод С. Шервинского)

  Примечательно, что Мидас оказался наделенным ушами именно осла: осел, поющий по нотам - один из символов глупости.

Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут,
Бараны, бараны
Стучат в барабаны!

К.И. Чуковский

"Осёл никогда не станет лошадью, даже если он пойдет в школу." Его изобразил на своей гравюре Питер Брейгель Старший. 

 (700x537, 84Kb)


  Во втором мифе события развиваются гораздо более драматично. Марсий, признанный богами побежденным, понес тяжкое наказание - с него содрали кожу и повесили ее в гроте в Келенах, где она трепетала всякий раз при звуках авлоса, на котором некогда играл Марсий, и оставалась неподвижной, когда звучала лира или кифара Аполлона.

 (600x480, 38Kb)
Карле ван Лоо. Аполлон и Марсий. 1735

Овидий излагает эту историю более кратко:

...другой о Сатире припомнил, который,
Cыном Латоны в игре побежден на Палладиной флейте,
Был им наказан. "За что с меня ты меня же сдираешь?" -
Молвит. "Эх, правда, - кричит, - не стоило с флейтою знаться!"
Так он взвывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа...

Несмотря на то, что со времен Рафаэля подлинные античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), и сам Рафаэль, и многие другие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент - виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что, во-первых, в то время виола да браччо считалась самым благородным инструментом (именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини "Празднество богов",

 (700x636, 168Kb)

мы узнаем, что это переодетый Аполлон), во-вторых, другое название - лира да браччо - делало ее в глазах людей того времени полноправным заменителем античной лиры.

Флейта Пана и авлос, на котором играл мифический Марсий, - это два совершенно разных инструмента. Тот же Овидий рассказывает в "Метаморфозах", как нимфа Сиринга, спасаясь от преследования влюбившегося в нее Пана, превратилась в тростник.

 (513x699, 135Kb)
Николя Пуссен. Пан и Сиринга


Опечаленный Пан срезал его, сделал несколько трубок разной длины и скрепил их воском. Этот инструмент Пан назвал сирингой (или сиринксом; вспомните пьесу Дебюсси для флейты соло, которая так и называется - "Сиринкс"). Он действительно был инструментом флейтового семейства. Авлос же, инструмент Mapсия, принадлежал к семейству язычковых и являлся прототипом современного гобоя. В отличие от сиринкса он обладал резким, пронзительным звуком.

  Таким образом, можно констатировать, что для древних греков авлос был инструментом страсти, инстинктов; он символизировал дионисииское начало, в то время как лира - начало аполлоническое.

  Юпитер поручает Меркурию убить стража Аргуса, который охранял Ио, превращенную Герой в корову. Меркурий расположил к себе Аргуса, усыпив его игрой на сиринксе, а когда тот уснул, убил его. Знал ли Рубенс, автор знаменитой картины на этот сюжет, первоисточник - рассказ из первой книги "Метаморфоз" Овидия? Тут возникает сомнение, потому что именно в этот рассказ Овидий включил историю о том, как был создан сиринкс, и даже его, что называется, техническое описание. Рубенс же дает в руки Меркурию коническую флейту, не имеющую ничего общего с сиринксом. Но как бы то ни было, коническая флейта тоже была пастушеским инструментом.

 (699x494, 84Kb)


  Другой пастух - гигант Полифем - тоже играл на сиринксе. Вот как описано это в "Метаморфозах" Овидия:

Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок,
И услыхали его деревенские посвисты горы,
И услыхали ручьи

(Перевод С. Шервинского)

Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио (муза истории) - это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) - флейта, часто двойная, иногда также труба или, реже, какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) - небольшая виола; для Мельпомены (трагедия) - горн; для Терпсихоры (танец и песня) - виола, лира или другой, но непременно струнный инструмент, начиная с XVII века им часто была арфа; для Эрато (лирическая и любовная поэзия) - тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) - труба; для Полигимнии, или Подимнии (героические гимны) - орган-портатив, реже - лютня или другой инструмент.

  Итак, все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент.

В эпоху Возрождения популярным становится один из сюжетов, связанных с Геркулесом. В живописи он называется "Выбор Геркулеса", или "Геркулес на распутье". Сюжет этот, кстати, имеет своего автора (в отличие от других - мифологических - сказаний Геркулесова цикла) - это древнегреческий софист Продик, друг Сократа и Платона.

  Перед Геркулесом дилемма: пойти по пути добродетели или порока. В живописи утвердились иконографические типы Добродетели и Порока. Образы эти олицетворялись двумя женскими фигурами, каждая со своими атрибутами. Так вот, музыкальные инструменты были атрибутами Порока.

 (485x660, 74Kb)
Помпео Батони. Геркулес на распутье. 1745.

Чаще вакхические - духовой из семейства язычковых и тамбурин. Это был, так сказать, классический набор, канонизированный Чезаре Рипой в его "Иконологии" (1593), быстро ставшей общепринятым справочником для художников Западной Европы. 

По статье А. Майкапара



Tags: #мифология, #музы, #музыка и живопись, #музыкальные инструменты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments