barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

"ОРФЕЙ РЕКИ НЕВЫ" - ДМИТРИЙ БОРТНЯНСКИЙ

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post341299729/
Liudmila5591

...Ты гимны дивные писал
И, созерцая мир блаженный,
Его нам в звуках начертал...


Агафангел. Памяти Д.Бортнянского

Дмитрий Бортнянский (26 октября 1751— 10 октября 1825)– русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы. Он вошел в историю России как основатель профессиональной композиторской школы и выдающийся сочинитель духовной православной музыки.

С 1796 года Бортнянский был управляющим Придворной певческой капеллой. Работал при «малом дворе» наследника Павла Петровича, для его любительских спектаклей в Павловске написаны три оперы на французские тексты – «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787). Тогда же были сочинены клавирные сонаты и ансамбли, ряд романсов на французские тексты.

Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 названий - 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Русский музыкальный критик и композитор А. Серов писал, что Бортнянский "учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал"

Духовно-музыкальные произведения Бортнянского включают около сотни богослужебных песнопений, около полусотни духовных концертов, литургию, трио, обработки традиционных распевов. Весь этот репертуар исполнялся повсеместно в течение всего XIX века. Многие произведения Бортнянского звучат в русских храмах и по сей день.

Концерт для двух хоров с оркестром -

Тебе Бога хвалим!






Под Твою милость



По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского "произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности - к классицизму".

Увертюра к Опере "Сын-соперник"






Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».






Чем особо примечателен этот гимн? Тем, что это был, фактически, первый государственный гимн России. Он был написан известным русским композитором 18-го века Д.С. Бортнянским на слова М.Н. Хераскова. И хотя в царствование Александра I появился новый гимн – «Молитва русских», «Коль славен наш Господь…» оставался как бы духовным гимном России.

Д.Бортнянский обладал счастливой способностью сочинять музыку яркую, мелодичную, доступную, не впадая при этом в банальность.


[URL]http://www.belcanto.ru/bort.html[/URL]




Tags: #Бортнянский, #русские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments