barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Даниэль Обер. Балет "Марко Спада" в Большом

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post298186777/
Томаовсянка


Даниэль Франсуа Эспри Обер

Член Института Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерческой карьере, посвятил себя музыке. Его первый, опыт театральной музыки — комическая опера «Юлия» (1811), одобренная Керубини (под его руководством Обер впоследствии занимался композицией).

Первые поставленные комические оперы Обера — «Военные на привале» (1813) и «Завещание» (1819) — не получили признания. Известность принесла ему комическая опера «Пастушка — владелица замка» (1820). С 20-х началось многолетнее плодотворное сотрудничество Обера с драматургом Скрибом — автором либретто большинства его опер (первые из них «Лейчестер» и «Снег»).

В начале творческого пути Обер испытал влияние Россини и Буальдьё, но комическая опера «Каменщик» (1825) уже свидетельствует о его творческой самостоятельности и самобытности. В 1828 с триумфальным успехом была поставлена опера «Немая из Портичи» («Фенелла», либретто Скриба и Делавиня), утвердившая его славу. В 1842-71 Обер был директором Парижской консерватории, с 1857 — также придворным композитором.

  Обер наряду с Мейербером является одним из создателей жанра большой оперы. К этому жанру относится опера «Немая из Портичи». Её сюжет — восстание неаполитанских рыбаков в 1647 года против испанских поработителей — соответствовал общественным настроениям кануна Июльской революции 1830 года во Франции. Своей направленностью опера отвечала запросам передового зрителя, вызывала порой революционные выступления (патриотическая манифестация на спектакле в 1830 в Брюсселе послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голландского господства). В России исполнение оперы на русском языке было допущено царской цензурой лишь под названием «Палермские бандиты» (1857).

Это — первая большая опера на реально-исторический сюжет, действующие лица которой не античные герои, а простые люди. Обер трактует героическую тему через ритмо-интонации народных песен, танцев, а также боевых песен и маршей Великой французской революции. В опере использованы приёмы контрастной драматургии, введены многочисленные хоры, массовые жанровые и героические сцены (на рынке, восстание), мелодраматические ситуации (сцена сумасшествия). Партия героини поручена балерине, что позволило композитору насытить партитуру образно-выразительными оркестровыми эпизодами, сопровождающими сценическую игру Фенеллы, ввести в оперу элементы действенного балета. Опера «Немая из Портичи» оказала воздействие на дальнейшее развитие народно-героической и романтической оперы.

Обер — крупнейший представитель французской комической оперы. Его опера «Фра-Дьяволо» (1830) знаменовала новый этап в истории этого жанра. Среди многочисленных комических опер выделяются: «Бронзовый конь» (1835), «Чёрное домино» (1837), «Бриллианты короны» (1841). Обер опирался на традиции мастеров французской комической оперы 18 века: Филидора, Монсиньи, Гретри, а также своего старшего современника Буальдьё, многое он почерпнул в искусстве Россини.

В содружестве со Скрибом Обер создал новый тип комического оперного жанра, для которого характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие, иногда сказочные сюжеты, непринуждённо и стремительно развивающееся действие, изобилующее эффектными, игривыми, порой гротескными ситуациями.

Музыка Обера остроумна, чутко отражает комедийные повороты действия, полна грациозной лёгкости, изящества, веселья и блеска. В ней претворены интонации французской бытовой музыки (песенной и танцевальной). Его партитуры отмечены мелодической свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, часто тонкой и яркой оркестровкой. Обер применял разнообразные ариозные и песенные формы, мастерски вводил ансамбли и хоры, которые трактовал в игровом, действенном плане, создавая оживлённые, красочные жанровые сцены. Творческая плодовитость сочеталась у Обера с даром разнообразия и новизны.

belcanto.ruauber.html

Знаток старинной хореографии Пьер Лакотт подготовил новую версию своего балета "Марко Спада" — вольную стилизацию забытого спектакля XIX века с собственными декорациями и костюмами.

Впервые Лакотт picпоставил "Марко Спаду" в 1982 в Римской опере, к 200-летию композитора Обера. Главную роль - бандита Марко Спады в том спектакле исполнял Рудольф Нуреев, уже переваливший пик формы и славы; его сценической дочерью была жена и муза Лакотта — балерина Гилен Тесмар, влюбленного в нее князя Федеричи танцевал красавец Микаэль Денар.

Балетная легенда гласит, что инициатором рождения исторического балета был Наполеон III.  В середине XIX века в Парижской опере соперничали две ученицы великого педагога Карло Блазиса — Амалия Феррарис и Каролина Розати. Императору пришло в голову свести соперниц лицом к лицу в одном балете. Подходящий сюжет предоставила опера Обера "Марко Спада" — о неуловимом итальянском разбойнике, грабящем духовенство и аристократов. Эжен Скриб, автор оперного либретто, немедленно переделал его в балет, балетную партитуру составили хиты из разных опер Обера, за хореографию взялся главный балетмейстер Парижской оперы Жозеф Мазилье. Опытнейшему хореографу пришлось проявить незаурядный дипломатический дар: балерин он свел только в одной мизансцене, каждой придумал наиболее выигрышные для нее па и с аптекарской точностью разделил вариации. Все время репетиций соперницы ревниво следили за постановкой, закатывая истерики по любому поводу: нежная Феррарис рыдала, решительная Розати едва не сбежала в Лондон накануне премьеры.
   Впрочем, закончилось все благополучно: обе получили восторженные отзывы. Кажется, победила все же Амалия — дифирамбы ее воздушному танцу были поэтичнее и обильнее, чем похвалы партерной технике Карлотты и ее драматическому дару. В историю балета эта премьера вошла как "дуэль крыльев и стоп, духа и плоти, бестелесности эльфа и пламени вакханки" (эстетическую формулу состязания антагонисток вывел критик Сен-Виктор). С 1857-го по 1859-й "Марко Спада" прошел 27 раз, что свидетельствует о его неоспоримом успехе. А потом Карлотта Розати укатила в далекий Санкт-Петербург, где стала любовницей директора Императорских театров и протежировала Мариусу Петипа — именно для нее он поставил "Дочь фараона", свой первый полнометражный балет. В Парижской опере замены Розати не нашлось, и "Марко Спада" сошел со сцены, не оставив для потомков ничего, кроме памяти о новаторских двухуровневых декорациях, жарких балеринских баталиях, да обильного на события либретто.

Коммерсантъ


В репертуаре Большого театра появился балет «Марко Спада» — попытка реконструкции старинного балета о разбойнике, которому в XVIII веке приходится трудно: он любит и доходное ремесло, и приемную дочь, безвинно страдающую от профессии отца. Романтическая мелодрама с роскошными костюмами и эффектными танцами — от классики до бандитских плясок — был поставлен по мотивам спектакля 1857 года Пьером Лакоттом специально для Рудольфа Нуреева. Московская версия будет отличаться от той постановки в Римской опере:

Лакотт постарался учесть масштаб сцены и размер труппы, ввел новых персонажей, расширил кордебалетные сцены и придумал много новой хореографии.

Большой получает эксклюзивные права на «Марко Спада» на пять лет.

8 ноября 2013

Daniel Auber
Марко Спада

Балет в трех действиях

Хореограф-постановщик — Пьер Лакотт

Сценография и костюмы — Пьер Лакотт

Дирижер-постановщик - Алексей Богорад
Марко Спада, бандит

Дэвид Холберг

Анжела, его дочь Евгения Образцова
Маркиза Сампьетри, дочь губернатора Ольга Смирнова

Князь Федеричи, жених маркизы, влюбленный в Анжелу
Семен Чудин
Пепинелли, капитан драгунов, влюбленный в маркизу
Игорь Цвирко


Краткое содержание

Действие I
Картина 1

Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2

Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене — но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.


Действие III
Картина 1

Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2

В окружении подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела — не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.

10.03.2013. Санкт-Петербург, Мариинский театр.
Гала-концерт звёзд мирового балета.
Музыка - Даниэль Обер. Хореография - Виктор Гзовский

Tags: Обер, балет, композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments