barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Эдуард Артемьев

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post249856797/
natali_100

artworks-000014272152-vf9g3h-crop (400x288, 41Kb)Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске. Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал ещё учеником Московского хорового училища. под рукводством М.А.Парцхаладзе, организовавшего в училище факультатив по композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, заинтересованность необычными тембрами и тембровыми сочетаниями проявились у Артемьева уже тогда. В числе впечатлений, пробудивших в нём тягу к сочинению, были поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди - хорового дирижёра Н.И.Демьянова, преподававшего теоретические предметы в Московком хоровом училище и в консерватории, произведения Дебюсси и Стравинского. У дяди была большая музыкальная библиотека, где была собрана оперная классика. Артемьев с детства любил и неплохо знал итальянских композиторов - Пуччини, Беллини, Доницетти...

В 1960 году Эдуард Артемьев окончил теоретико - композиторский факультет Московской консерватории по классу Ю.А.Шапорина и Н.Н.Сидельникова. Творческую судьбу композитоа определила встреча с инженером и математиком Е.А.Мурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина.

В 1960 году, когда АНС, установленный в музее А.Н.Скрябина, привлёк к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое течение - электронная музыка. Среди первых энтузиастов был и Эдуард Артемьев. В1961-63 годах он работал в научно - исследовательском институте в лаборатории исследования звука у Мурзина. По существу, стал его учеником в электронике. Сегодня Э.Артемьева называют основателем электронной музыки наряду с Е.Мурзиным. Не только в силу того, что из композиторов, обратившихся к новой области искусства, среди которых были С.Губайдуллина, Э.Денисов, А.Шнитке, В.Мартынов, он один связал с ней свою судьбу. Он, по существу, сберёг в России целое направление, продолжая в нём трудиться, когда по указанию свыше, студия Мурзина была закрыта.

Когда же Мурзин, при поддержке Шостаковича, добился в 1966 году открытия в Москве студии электронной музыки, Артемьев продолжил работу в ней.



Эдуард Артемьев - автор большого количества произведений, разнообразных по стилю, тематике, жанрам, стилевому направлению, творческим задачам. В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. В смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности.


Ещё в начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Поначалу подчёркнуто "неземной" музыкой со звукошумовыми напластованиями, электронными эффектами, озвучивались, в основном, научно - популярные фильмы "космической" тематики. В это время он создал электронно - музыкальный дизайн для выставочных павильонов "Электроника" в Москве и "Советская космическая техника" в Лондоне (1962). Обе работы были отмечены медалями.

В 1967 году Артемьев пишет музыку к фильму режиссёра С.Самсонова "Арена". С тех пор кинематограф прочно вошёл в существование композитора, став для него, по его собственному признанию, "прекрасной лабораторией для разнообразных творческих экспериментов". Эдуард Артемьев - первый из отечественных композиторов, начавший обширно использовать электронные звучания в кинофильмах.

При этом, в своих работах в кино Эдуард Николаевич показал себя талантливейшим мелодистом.

Важную роль в творческой жизни композитора сыграла всреча с Андреем Тарковским. Тарковского привлекала аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, творить обобщённые образы - символы. Артемьев принял участие в трёх фильмах Тарковского: "Солярис" (1972), "Зеркало" (1975) и "Сталкер" (1980).

В 1989 году на, основе музыки к фильмам Тарковского, Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединённых общим названием "Солярис", "Зеркало", "Сталкер". Заново написаны пьесы "Тема", "Поезд", "Болезнь", "Станция", "Слушая Баха", "Исход", "Они шли долго", "Сон", "Медитация","Океан", "Картина Брейгеля", "Возвращние", "Посвящение А.Тарковскому". Вызывая ассоцации с теми или иными эпизодами фильмов Тарковского, цикл ретроспективно создаёт образ поэтического мира режиссёра. Альбом с записью этого произведения Э.Артемьева был выпущен голландской фирмой "Boudisque" в 1990 году, объявленном ЮНЕСКО годом Тарковского.


Композиция Артемьева "Три взгляда на революцию", созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на фестивале электронной музыки в Бурже 1989 года. "Его музыка, могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, - писала газета "Diario de Lisboa", - это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка немалой эпической силы и экспрессии".


С Никитой Михалковым сделаны все картины ("Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Несколько дней из жизни Обломова", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Родня", "Урга", "Утомлённые солнцем", "Сибирский цирюльник"), осуществлена постановка "Механического пианино" в Италии на сцене Театра ди Рома.

Сотрудничество с А.Кончаловским, начатое в "Сибириаде", в работе над оперой "Преступление и наказание", продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке". Потом на студиях Голливуда в фильмах "Дуэт для одного", "Гомер и Эдди", "Ближний круг", "Одиссей".

В Голливуде Эдуард Артемьев работал и с другими режиссёрами: Л.Шиллер, Д.Голден, Ю.Нейман.

В 2000 году Э.Артемьев завершил работу над оперой "Раскольников" по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (либретто А.Кончаловского, М.Розовского, Ю.Ряшенцева), начатой им ещё в 1977 году. Первоначально задумывая произведение в жанре рок - оперы, композитор пришёл к полистилистике, наряду с рок - группой используя симфонический оркестр, русские народные инструменты и все те средства, которыми располагает современная электронно - акустическая методика.

Эдаурд Артемьев является президентом основанной им  в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного коммитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Он читает лекции для студентов - композиторов Московской консерватории, проводит мастер - классы.




Tags: Артемьев, композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments