ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Categories:

Придворный капельмейстер

Доменико Чимароза (1749-1821г)

(Придворный музыкант и композитор)

b0f290dcf35e (544x700, 58Kb)


Рожденный в той стране, где чист лазури цвет,
С нежнейшим именем, в котором лир звучанье,
Беспечной Музыки веселое дыханье,
Певец Неаполя, любил ты с юных лет.
О Чимароза! Где другой такой поэт,
Чье озаренное весельем дарованье
На лица, полные угрюмого молчанья,
Могло бы так легко отбросить счастья свет!
Но в упоении бездумного успеха,
В бубенчиках шута, под тонкой маской смеха,
Ты сердце нежное хранил в груди своей.
Прекрасен гений твой, мечты всегда живые!
Не поступился ты ничем для тирании
И пел свободе гимн, томясь среди цепей.

Огюст Барбье

image-1274 (312x32, 6Kb)

Из биографии композитора.

Важнейшей вехой в творческом и жизненном пути композитора стал 1787 год. Его приглашают в Петербург на должность придворного капельмейстера и композитора. В те годы северная Пальмира становится одним из центров музыкальной культуры. Первые итальянские музыканты появились в столице в 1735 году. В дальнейшем, особенно при Екатерине II, это становится уже господствующей традицией. До Чимарозы здесь работали Б.Галуппи, Дж.Паизиелло, Т.Траэтта и Дж.Сарти - непосредственный предшественник Чимарозы на посту придворного капельмейстера.

Своему приглашению в Петербург Чимароза во многом был обязан интриге вокруг придворной фаворитки-певицы Луизы Тоди, в которую невольно ввязался Сарти. Примадонна не простила итальянцу того, что тот выписал из Италии в Петербург знаменитого кастрата Маркези для участия в одной из своих опер. И Екатерина, покровительствовавшая Тоди, не стала продлевать контракт с капельмейстером (впрочем, Сарти Россию не покинул, а перешел на службу к Потемкину). Так или иначе, но место при дворе стало вакантным, и по рекомендации неаполитанского посла в Петербурге Антонио Мареска герцога Серракаприола Чимароза получает приглашение ко двору.
Композитор пробыл в России 3 года. За это время он написал и поставил в Эрмитажном театре две свои новые оперы-сериа "Дева солнца" и "Клеопатра" , а также ряд опер своего друга Паизиелло. Но первым сочинением, которое Чимароза создал в России, стал реквием по жене герцога-посла, умершей через десять дней после приезда композитора в Петербург.
Однако суровый климат северной столицы не пришелся по душе теплолюбивому южанину. Да тут подоспело и новое обстоятельство. В Вене в 1790 году скончался император Иосиф II. Его сменил на троне брат, правитель Тосканы Леопольд II. В это же время подал в отставку с поста придворного капельмейстера А.Сальери. Давно надеявшийся на это место Моцарт воспрянул было духом, но его надеждам не суждено было сбыться. Должность получает Чимароза.
В 1792 году император Леопольд умирает. С его смертью заканчивается венский период творчества Чимарозы. Он возвращается в Неаполь. Здесь также занимает пост придворного капельмейстера. С 1796 композитор живет в Венеции. В 1799 он с воодушевлением поддерживает Неаполитанское восстание и провозглашение республики, откликаясь на это событие сочинением "Патриотического гимна". Однако восстание терпит поражение. Чимароза арестован. Ему грозит смертная казнь. И только вмешательство Австрийского императора спасает жизнь композитора. В 1800 он выходит из тюрьмы. Вторично намеревается отправиться в Россию. Но здоровье композитора подорвано. Он скоропостижно умирает в Венеции 11 января 1801 года. Через несколько дней после его смерти в венецианском театре "Ла Фениче" состоялась премьера его последней оперы "Артемизия".



Tags: #итальянские композиторы, Чимароза, итальянские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments