ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Произведения на популярные народные темы композитора Милия Балакирева


m_21115 (495x550, 37Kb)Милий Алексеевич Балакирев (1836 — 1910) — русский композитор, пианист, дирижер и музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей и руководитель бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества, управляющий Придворной певческой капеллой.
М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога — пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и выступает в качестве пианиста. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.
 В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки».[more]
Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу, где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве.


Большая фантазия на популярные Русские темы.

«Исламей» - фантазия на две подлинные темы (кабардинскую и татарскую). Первая тема - дикая мужская пляска; излагаемая одноголосно, она подражает народным щипковым инструментам. Вторая тема — томная, певучая, «женственная». Именно «восточные» темы Балакирева повлияли на подобные образы в музыке Бородина и Римского-Корсакова. Фантазия как форма уже встречалась у Глинки в «Камаринской», но Балакирев выстроил произведение не как двойные вариации, а как сонату с двумя вариационными циклами.
"Исламей".


Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Балакирева. Сочинения этих лет - "Увертюра на три русские темы," вторая увертюра на три русские темы "1000 лет", симфоническая поэма "Русь" и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль "Новой русской школы."

Увертюра на три Русские песни.


Tags: Балакирев, русские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments