ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Симфония № 1 соль минор, соч. 13 «Зимние грёзы» Петра Ильича Чайковского.

Симфония № 1 соль минор, соч. 13 «Зимние грёзы» создана в марте — ноябре 1866 года. Премьера состоялась 15 февраля 1868 года в Москве, дирижер — Н. Г. Рубинштейн.
Симфония «Зимние грёзы» была первым произведением, написанным композитором по переезде в Москву. Она создавалась весной и летом 1866 года. Эта симфония знаменует собой окончание периода ученичества и свидетельствует о начале подлинно художественного творчества.
Начало нового пути было для Чайковского трудным. Брат композитора, Модест Чайковский, его верный друг и помощник на протяжении всей жизни композитора, либреттист его опер, пишет:


f_105205 (700x448, 64Kb)

« Ни одно произведение не давалось ему ценой таких усилий и страданий. »
Эскизы симфонии были в основном готовы в мае 1866 года. Из переписки композитора с близкими известна хронология работы над симфонией. Так, в одном из июньских писем этого года Чайковский сообщает, что начал оркестровать симфонию. Но летом он, по свидетельству всё того же Модеста, стал более мрачным, чаще прежнего совершал прогулки в одиночестве. Причиной омрачённости молодого композитора была симфония, которая, как ему казалось, не давалась ему. Он работал не только днём, но и по ночам, в результате чего его нервная система совершенно расстроилась.
Партитуру композитор завершил только в ноябре, уже будучи в Москве. Но перед возвращением в Москву решил показать ещё не оконченное произведение в Петербурге А. Рубинштейну и Н. Зарембе. Строгим судьям симфония не понравилась. Такое отношение оскорбило молодого композитора, и всё же он по приезде в Москву внес в партитуру изменения.
Вторую редакцию симфонии Чайковский вновь показал тем же судьям — и вновь получил отрицательные отзывы. Но зато Николаю Рубинштейну симфония понравилась, и вскоре в одном из концертов Русского музыкального общества он исполнил Скерцо из симфонии. Потом, в Петербурге, под его же управлением прозвучали Adagio и Скерцо.

Целиком симфония впервые была исполнена под управлением Н. Г. Рубинштейна 15 февраля 1868 года в Москве. Именно Николаю Рубинштейну Чайковский посвятил это произведение. Московская публика горячо приняла симфонию, но, настроенный очень самокритично, Чайковский не был удовлетворён своим творением. Так появилась третья редакция симфонии, относящаяся к 1874 году. Именно в этой версии симфония была, наконец, издана П. И. Юргенсоном, восторженным почитателем композитора, в 1875 году. В наши дни, как правило, исполняется и записывается только окончательная редакция произведения. Симфония "Зимние грезы" - бессмертное творение Петра Ильича Чайковского, в котором композитор многогранно передал свои впечатления от той поры года, которая у нас величается не иначе, как настоящая русская зима. Этот шедевр восхищает своей красотой истинных ценителей музыки во всем мире.

img5 (700x525, 296Kb)

Петр Ильич Чайковский создал множество произведений, буквально пронизанных красотой и дыханием природы.  И одно из его самых ярких творений с программным содержанием - симфония № 1 "Зимние грезы".
Написано произведение на даче Мятлевых в 1866 году под впечатлением от очарования великолепной русской природы, которая окружала молодого композитора. Музыка симфонии необыкновенно тонко и проникновенно передает особый колорит зимних пейзажей, а также широкую гамму эмоций человека, связанных с впечатлениями от заснеженных лесов и угрюмого туманного озера, новогодней елки в усадебном доме и широкого празднования масленицы - завершения зимы.
Первая часть симфонии названа "Грёзы зимнею дорогой". Это очень выразительное музыкальное описание зимнего путешествия в санной повозке среди лесов и полей. Холодные стремительные мотивы передают настроение путника, созерцающего утонувшие в огромных таинственных сугробах деревья, мерцающие огоньки дальних деревенек, бескрайние просторы, заснеженные холмы и скованные льдом реки.
Вторая часть получила название "Угрюмый край, туманный край". Сдержанность и мрачное великолепие северного края прекрасно передано композитором в музыке этой части симфонии, которую автор написал под впечатлением от посещения Ладожского озера.
Третья часть "Скерцо" - предпраздничная суета, восхищение великолепием лесной красавицы-елки и, наконец, просто сказочный бал, на котором в очаровательном вальсе кружат счастливые пары. Музыкальная культура не имеет аналогов этому трепетному описанию празднования Нового года и Рождества!
Финал – это настоящий гимн всепобеждающей силе природы и человека. Широкая масленица с безудержными гуляньями, плясками, катанием на санях и, конечно же, блинами – это победа над зимним оцепенением и холодом. Впереди солнце, весна, жизнь!






Источники: википедия;Симфония Зимние грезы П
Tags: Чайковский, русские композиторы, симфония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments