barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Неподвластная времени

***
Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься - сколько в ней тем, сюжетов, образов. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего, изжившего себя.

"Музыкантши",  или, как ее иначе называют, "Три музицирующие девушки"  нидерландского художника первой половины XVI века. Его имя не дошло до нас. Как часто бывает в таких случаях, безымянного художника в искусствоведческой литературе именуют какой-то характерной особенностью картин, которые ему атрибутируются. В данном случае художник получил определение как Мастер женских полуфигур.

По-прежнему, как и в старые времена, поёт в произведениях композиторов волшебная лира Орфея. Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. И примечательно то, что на заре цивилизации, в античной Греции, фантазия людей поставила у истоков всех искусств Мнемозину - богиню памяти. Существует даже такое предание: вблизи пещеры Трофония (предсказателя человеческих судеб) находились два источника, имеющие названия Лета и Мнемозина. Испивший из первого источника забывал свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал всё, что видел и слышал. Лета и Мнемозина - также имена греческих богинь: богиня забвения Лета уносит воспоминания о земном и преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку великую силу - увековечить каждое мгновение жизни. Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.
Аполлон-Кифаред

Каждую весну  и   лето  на склонах Геликона, там, где словно музыка журчат священные воды Гиппокрены, возле Кастального родника, Аполлон ведет хоровод с девятью музами. Вечно молодые, вечно прекрасные дочери Зевса  и   Мнемозины (богини памяти) — постоянные спутницы Аполлона. Аполлон всегда сопровождает хор муз игрой на своей золотой кифаре. Увенчанный венком из листьев лавра, прекрасно предводительствует он хором всех девяти муз: Талия, Эвтерпа, Мельпомена, Эрато, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния, Каллиопа. Их хор звучит так торжественно, что вся природа старается услышать все, до единого звука. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары. Так творится сама жизнь людей в красоте ремесел и искусств.

Джулио Романо. Танец Аполлона с музами. Около 1540 года. Палаццо Питти. Слева направо: Каллиопа, Клио, Эрато, Мельпомена, Терпсихора, Аполлон, Полигимния, Эвтерпа, Талия, Урания.

Полотна живописцев, пламенные стихи, запечатлевшие живой когда-то жар сердца - всё это чудеса, подаренные нам искусством. Ушли в небытие столетия, люди и их дела, но осталось неповторимое ощущение времени, в котором нам не довелось жить. И именно в сегодняшнем эмоциональном переживании заключено главное доказательство того, что искусство несёт в себе не механическую память, а именно душу времени. Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, "примеряя" их к современности.

Вильгельм фон Каульбах
"Гете и Муза"

Так столетия ведут свой неторопливый разговор.

Это разговор равных: ведь в искусстве, в отличие от других видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала свои образцы непревзойдённой силы и величия: и блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у музыки нашего времени, пока не имеющей собственного названия, кроме - СОВРЕМЕННОСТЬ.

Andre Bouys - La Barre and Other Musicians

Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся музыка - и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в предшествующие века. Чем больше "миров" открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый её миг, если он озарён светом любви и восхищения всех воспевших его в своих стихах и своей музыке.

Иоганн Пахельбель (1653 — 1706). Канон ре мажор

Эту запись послушали пять миллионов человек

Бетховен  (1770— 1827). Симфония № 9

85,5  миллионов просмотров

Вивальди  (1678—1741). Времена года

Почти 155 миллионов просмотров

Думаю, эти цифры говорят сами за себя...

Лит.: Науменко Т.И.  Музыка.


Tags: музыка, музыкальное искусство
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments