barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Основоположник ноктюрна - Джон Филд

Хотя я слышал его не много раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату.

М. Глинка

Джон Филд (англ. John Field, 26 июля 1782, Дублин — 23 января 1837, Москва) — ирландский композитор

Известный ирландский композитор, пианист и педагог Дж. Филд связал свою судьбу с русской музыкальной культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие. Филд родился в семье музыкантов (отец был скрипачом, дед — органистом). Первоначальное музыкальное образование получил у певца, клавесиниста и композитора Томмазо Джордани. В десятилетнем возрасте талантливый мальчик впервые в жизни выступил публично. После переезда в Лондон (1792) он становится учеником Муцио Клементи - выдающегося пианиста и композитора, ставшего к тому времени предприимчивым фабрикантом роялей. В лондонский период своей жизни Филд демонстрировал инструменты в магазине, принадлежащем Клементи, начал концертировать, сопровождал своего учителя во время заграничных поездок. В 1799 г. в Лондонском Королевском театре Филд впервые исполнил свой Первый фортепианный концерт, принесший ему известность. "Morning Post" по этому поводу писала: "...Такого мы еще не слышали. Филд завоевывает всеобщее признание, и его единодушно причисляют к выдающимся молодым пианистам Англии..." В те годы его выступления с успехом проходили в Лондоне, Париже, Вене. В письме к музыкальному издателю и фабриканту И. Плейелю Клементи рекомендовал Филда как многообещающего гения, ставшего на родине любимцем публики благодаря своим сочинениям и исполнительскому мастерству.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1

I Allegro
II Air Ecossais "Within a mile of Edinburgh town": Adagio non troppo
III Finale: Allegro vivace
Paolo Restani, piano
Orchestre Philharmonique de Nice
Marco Guidarini, conductor

1802 г. - важнейшая, ставшая рубежной, веха в жизни Филда: вместе со своим учителем он приезжает в Россию. В Петербурге юный музыкант своей чудесной игрой рекламирует достоинства роялей фирмы Клементи, с большим успехом выступает в аристократических салонах, знакомится с русским музыкальным искусством. Постепенно у него созревает желание остаться в России навсегда. Большую роль в этом решении, вероятно, сыграло то обстоятельство, что он был тепло принят русской публикой.

Жизнь Филда в России связана с двумя городами - Петербургом и Москвой. Именно здесь развернулась его композиторская, исполнительская и педагогическая работа. Филд - автор 7 фортепианных концертов, 4 сонат, около 20 ноктюрнов, вариационных циклов (в т. ч. на русские темы), полонезов для фортепиано. Композитором также написаны арии и романсы, 2 дивертисмента для фортепиано и струнных инструментов, фортепианный Квинтет.

Филд стал основоположником нового музыкального жанра - ноктюрна, получившего затем блестящее развитие в творчестве Ф. Шопена, а также ряда других композиторов. Творческие достижения Филда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ф. Лист: "До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Филд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием "Песен без слов", "Экспромтов", "Баллад" и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще".

18 Ноктюрнов

00:00 - Nocturne No. 1 in E-flat Major, H 24
03:54 - Nocturne No. 2 in C minor, H 25
07:36 - Nocturne No. 3 in A-flat Major, H 26
12:30 - Nocturne No. 4 in A Major, H 36
18:03 - Nocturne No. 5 in B-flat Major, H 37
20:58 - Nocturne No. 6 "Cradle Song" in F Major, H 40
26:05 - Nocturne No. 7 in C Major, H 45
31:22 - Nocturne No. 8 in A Major, H 14
35:48 - Nocturne No. 9 "Romance" in E-flat Major, H 30
39:50 - Nocturne No. 10 in E minor, H 46
43:02 - Nocturne No. 11 in E-flat Major, H 56
49:36 - Nocturne No. 12 in G Major, H 58
52:05 - Nocturne No. 13 "Dernière Pensée" in D minor , H 59
55:52 - Nocturne No. 14 in C Major, H 60
1:04:50 - Nocturne No. 15 in C Major, H 61
1:10:01 - Nocturne No. 16 in F Major, H 62
1:14:57 - Nocturne No. 17 in E Major, H 13
1:26:00 - Nocturne No. 18 "Midi" in E Major , H 54

Композиторская и исполнительская манера Филда отличается певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью. Пение на фортепиано - одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда - было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Филдовская певучесть была родственна русской народной песенности. Глинка, сравнивая манеру исполнения Филда с игрой других известных пианистов, писал в "Записках", что "игра Филда была часто смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством и не рубил пальцами к о т л е т, подобно большей части новейших модных пьянистов".

Ноктюрн № 2

Значителен вклад Филда в воспитание молодых русских пианистов, как профессионалов, так и любителей. Его педагогическая деятельность была очень обширной. Филд - желанный и уважаемый учитель во многих дворянских семьях. У него обучались такие видные впоследствии музыканты, как А. Верстовский, А. Гурилев, А. Дюбюк, Ант. Контский. Несколько уроков у Филда взял Глинка. У него учился В. Одоевский. В первой половине 30-х гг. Филд осуществил большую гастрольную поездку по Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Италии, высоко оцененную рецензентами и публикой. В конце 1836г. в Москве состоялся последний концерт уже тяжело больного Филда, и вскоре замечательный музыкант умер.

Имя и деятельность Филда занимают в русской музыкальной истории почетное и уважаемое место. Его композиторское, исполнительское и педагогическое творчество способствовало становлению и развитию русского пианизма, оно подготовило почву для появления целого ряда выдающихся русских исполнителей и композиторов.

А. Назаров

Джон Филд

Концерт для фортепиано с оркестром № 7

Tags: Филд, ирландские композиторы, композиторы, ноктюрн
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments