ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Из истории музыкальной культуры России. Русская музыка "До Глинки", какой она была?

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной. На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных праздненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов. В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века. Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.

753px-Zoppi_Antonio_1860-1926_Rococo_music_scene (700x557, 82Kb)

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки. Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание. В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века. Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением. Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра. В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил. Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Очень мало сведений сохранилось и о выдающемся композиторе и скрипаче Иване Хандошкине. Выходец из крепостной среды, он получил неплохое образование. Игре на скрипке обучался у одного из итальянцев, живших в России, и вскоре достиг большого мастерства как исполнитель.

Иван Хандошкин. Концерт для скрипки и оркестра.

К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью. К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни. Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства. Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.

Но все же, русская музыка «до Глинки» всегда была не в фаворе  Можно восполнить этот пробел и хотя бы назвать ряд имен.

Козловский Осип Антонович (1757−1831 гг.) — крупнейший композитор своего времени. Родился под Могилевом в сегодняшней Беларуси, возможно, в польской дворянской семье, умер в Санкт-Петербурге - любимец Потемкина, в первую очередь прославился сочинением Екатерининского гимна "Гром победы раздавайся" на слова Г.Р.Державина, написал мессу по польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Многочисленные полонезы композитора пользовались огромной популярностью, в том числе и при дворе императрицы.

Участвовал в русско-турецкой войне, получил офицерское звание. Козловский — автор оперы «Взятие Измаила», месс, Реквиема, неофициального гимна Российской империи «Гром победы, раздавайся!». А песни Козловского стали предвестниками первых русских романсов.

Осип Козловский. Полонезы.

Осип Козловский. Полонез "Гром  победы раздавайся"

Иван Пашкевич (1742-1797) учился у Винченце Манфреддини, имел титул "камер-музыканта" Екатерины II, руководил придворным оркестром. На либретто императрицы написал несколько опер, в том числе и "Февея", сюитой из которой открывается программа.

Иван Пашкевич. Сюита из оперы "Февей"

Можно вспомнить Василия Федоровича Трутовского (1740−1810) — гусляра и клавесиниста, служившего при дворе в Санкт-Петербурге. Родился Трутовский недалеко от Белгорода в семье полкового священника. Его клавесинные произведения — первые неанонимные в русской музыке. Они особо интересны тем, что технику игры на гуслях Трутовский старался перенести на европейский клавесин. Таковы вариации «У дородного доброго молодца» или «Во лесочке комарочков». Трутовский также издал «Собрание русских песен с нотами» в 4 томах — фактически первое крупное собрание русского фольклора.

Еще одна загадка — фигура Михаила Соколовского. Соколовский - скрипач, дирижер, начинал свою музыкальную карьеру у графа Разумовского, затем ставил музыкальные спектакли и в Эрмитажном театре, сведения о нем скудны, но о его высоком музыкальном даре свидетельствует вступление к опере "Мельник, колдун, обманщик и сват". Известен только его год рождения — 1756. Соколовский называется автором первой русской комической бытовой оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват». Музыка частично выжила, но об авторе — так почти ничего и не известно.

Михаил Соколовский. Увертюра к опере "Мельник - колдун, обманщик и сват".

Степан Аникиевич Дегтярев (1766−1813 гг., и место рождения, и место смерти — в районе тогдашней Курской губернии). Дегтярев — из крепостных крестьян, он является автором духовных сочинений и первой русской оратории — «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». С Дегтяревым, учеником Сарти, связана музыкальная слава театра и капеллы графа Н.П.Шереметева, где композитор был художественным руководителем. Дегтярев неоднократно был возим графом в Петербург и при императорском дворе звучала его музыка. Его перу принадлежат многочисленные "кончерто-гроссо", именно этот жанр у нас практиковался в то время, но вместо оркестра - звучал хор! Полифония хорового духовного концерта вполне заменяла оркестр. Виктор Корначев один из таких концертов оркестровал, и мы услышали чудные звуки "кончерто-гроссо" в лучших европейских традициях.

Степан Дектярев. Концерт для оркестра.

Неизвестный автор. Танцы.


Дмитрий Бортнянский. Концертная симфония.


Максим Березовский. Соната in C major


Дмитрий Бортнянский. Концерт для клавесина.

Русский композитор Дмитрий Степанович Бортнянский и его замечательное творчество

Из истории музыкальной культуры России. Петровские ассамблеи

Текст составлен из разных источников. Составила ninel_nik70 .
Tags: история русской музыкальной культуры
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Две знаменитые симфонические поэмы Ф. Листа

    Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные…

  • Музыка для клавесина

    Чудесен голос клавесина, Как башмачок из хрусталя, Что потерялся ночью синей На торжестве у короля. В нем прелесть сказочного бала, Старинных…

  • Роберт Шуман. Симфония №1

    Симфонии Шумана преимущественно лиричны. Как и Мендельсон, он продолжает линию лирически-жанрового симфонизма Бетховена. Знаменательно, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments