barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Великолепная Екатерина Максимова.

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post232116618/
Томаовсянка


максимова (535x699, 78Kb)


Екатерину Максимову нельзя назвать просто балериной, даже знаменитой, – она в первую очередь актриса. Великолепная актриса, которая парила на пуантах с воздушной легкостью.  


Екатерина Сергеевна Максимова родилась в Москве 1 февраля 1939 года. Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. В самом крайнем случае балериной. Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище. Сыграл свою роль тот факт, что жили они в одном доме и были знакомы со знаменитой балериной Екатериной Гельцер, которая отметила у девочки несомненные балетные данные. Действительно, сложена Катя была словно для балета – худенькая, легкая, пропорциональная, подвижная и грациозная.


  Судьба щедро одарила наследственными генами Екатерину Максимову: чья прабабушка была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти. Ее дедушка Густав Шпет – известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона. В детстве маленькая Екатерина мечтала стать летчиком или кондуктором. Но в девять лет девочка попала в театр и поняла: будет только балериной!


  В десять лет Катя поступила в Московское хореографическое училище. Еще в первом классе, поучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра – сцену, которая впоследствии станет для нее родной и привычной. Вначале Катя появлялась в детских эпизодических ролях в оперных спектаклях, а вскоре ей была доверена и балетная роль в «Золушке» – она была птичкой в свите феи Весны. В 1952 году она впервые участвовала в балете «Щелкунчик», который надолго вошел в ее репертуар. Молодая балерина исполняла партии снежинки, куклы, Маши-девочки, танцевала па-де-труа с Владимиром Васильевым.

Мазурка. Екатерина Максимова. Музыка Александра Скрябина. Хореография Голейзовского. 1972

После окончания училища, в 1958 Катя Максимова пришла в Большой театр, в котором танцевала до 1988 года. Практически сразу, минуя кордебалет, она стала танцевать сольные партии. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная балерина, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны – она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии. Максимова обладала особенным прыжком. Казалось, она не просто подпрыгивает, а летает в воздухе. Особенно ярко это проявлялось в партиях современного репертуара. Уже в 1959 годуо её отправили на гастроли в США и Канаду. Отзывы о ней были самыми восторженными. После поездки за Екатериной Максимовой надолго закрепилось прозвище, данное прессой: «маленький эльф». В этом же году Максимова завоевала золотую медаль на конкурсе классического танца на Всемирном фестивале молодежи в Вене. И вновь гастроли – Китай, а в следующие два года – Дания, Норвегия, Финляндия.

Вскоре началась первая совместная работа с молодым балетмейстером Юрием Григоровичем, приглашенным в Ленинград для постановки балета «Каменный цветок». Григорович постарался показать не отвлеченные образы уральского сказа, а живых, конкретных людей с их переживаниями и чувствами, достоинствами и недостатками.


  В постановках Григоровича всегда очень силен драматургический элемент, и дарование Максимовой как нельзя более соответствовало целям балетмейстера. Екатерина сумела показать динамику развития характера героини, последовательно переходя от лирического образа русской девушки к характеру сильному, способному бороться за свою любовь. Через год Екатерина Максимова танцевала одиннадцатый вальс в «Шопениане». Этот балет оказался глубоко созвучен душе балерины, и через год она уже исполняла в нем Прелюд и Седьмой вальс.



Екатерина Максимова, "Жизель", 1978.

В 1960 году Максимова снялась в фильме-балете «Золушка», где танцевала фею Весны. На следующий год снялась в роли Жизели в фильме «СССР с открытым сердцем», предназначенном для показа на Западе. Премьера фильма состоялась в Париже. Визит во Францию стал свадебным путешествием Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Серьезным испытанием для молодой артистки была партия Марии в балете «Бахчисарайский фонтан». Раньше исполнительницей этой партии была Галина Уланова и образ Марии неразрывно слился с характером знаменитой балерины, а ее пластика стала эталоном. Так же было и с Жизелью – эту партию Максимова получила прямо «из рук» прославленной балерины. Уланова, подыскивая себе ученицу, остановилась на подающей большие надежды молодой танцовщице. Жизель Максимовой, принесшая ей славу и успех, была более беспечной и наивной, чем у Галины Улановой, скорее лиричной, нежели трагичной.


Е. Максимова. "Русский танец" П. Чайковского

  Особое место в ее жизни занимал творческий и семейный союз с Владимиром Васильевым. Хрупкая и изящная Максимова и сильный, атлетичный, уверенный в себе Васильев представляли необычайно гармоничную пару. В 1968 году Григорович поставил балет «Спартак», в котором партию Фригии, подруги Спартака, он создал специально для Екатерины Максимовой. Новизна этой партии состояла не только в ее трагическом характере, но и в ее хореографическом рисунке. Григорович ввел множество сложных поддержек и почти акробатических элементов. Но этот новый для Максимовой образ был столь же органичен, сколь и все созданные ею характеры. Она, соединив античную пластику с остросовременной техникой, показала живую Фригию. Успех следовал за успехом, творческие силы росли одновременно с опытом, и казалось, что удачам не будет конца. Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева стал символом Большого театра тех лет.

Максимова и Васильев, па-де-де из балета Минкуса " Дон Кихот "

В 1975 году на репетиции балета «Иван Грозный» Максимова получила трамву позвоночника. Была сложная верхняя поддержка, из которой партнёр её не поймал. В результате у нее «выскочил» позвонок. Сначала травма казалась не серьезной, и балерина стремилась скорее возобновить работу. Готовились съемки фильма-балета «Спартак», в котором она должна была исполнять любимую роль Фригии. Но её поспешность привела к еще более страшным последствиям. Артистка оказалась в больнице и была обречена на месяцы полной неподвижности. Врачи утверждали, что большим счастьем для Максимовой будет даже простая возможность ходить. Лечение продолжалось более года. Максимова при помощи мужа и благодаря своей силы воли сумела справиться с болезнью.    10 марта 1976 года она вновь вышла на сцену Большого в «Жизели».

  В 1976 году Васильев поставил для Максимовой балет «Икар», где она сыграла Эолу, а затем еще целый ряд спектаклей, как в театре («Эти чарующие звуки…»), так и на телевидении («Анюта» и «Чаплиниада»).

«Икар» стал балетмейстерским дебютом Владимира Васильева. Партию Эолы он создавал фактически в соавторстве с Максимовой. Ее танец состоял из излюбленных Максимовой и очень подходящих ее пластике струящихся мягких линий, причудливых, неожиданных и гибких. Их творческие замыслы нашли свое воплощение на телевидении. «Ведь именно здесь я могу танцевать партии из спектаклей, которые не идут в нашем театре, или выступать в балетах, специально созданных для телевидения», – отзывалась об этой грани своей работы танцовщица.

Первой работой на телевидении стал фильм-балет на музыку Прокофьева «Трапеция», в нём Максимова исполняла роль Девочки, выступающей в бродячем цирке. В фильме-балете «Галатея», поставленном Дмитрием Брянцевым в 1978 году по мотивам пьесы Бернарда Шоу и мюзикла Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди», Екатерина Максимова сыграла главную роль уличной цветочницы Элизы Дулитл, которую подобрал на улице преподаватель хореографии Хиггинс (в исполнении Мариса Лиепы) и стал старательно обучать основам хореографии и хорошим манерам. Максимовой удалось прекрасно передать очаровательное сочетание грации и неуклюжести Элизы.

Галатея.- Екатерина Максимова и Марис Лиепа. Фильм-балет по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион" на музыку Фредерика Лоу ("Моя прекрасная леди") в вольной интерпретации Тимура Когана.
Великолепен фильм-балет «Анюта» на музыку Гаврилина, по мотивам произведения А. П. Чехова «Анна на шее» в хореографии Владимира Васильева. И вновь хореографическое и актерское мастерство Екатерины Максимовой вызвало восторг зрителей и телезрителей.


Екатерина Максимова. Балет "Анюта" . Музыка Гаврилина


Списку наград Екатерины Максимовой позавидует любая балерина. Тут и звание народной артистки СССР (1973), и премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1969), и премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца (1972, «Лучший дуэт мира», совместно с  Васильевым), и Государственная премия СССР (1981), и Государственная премия России (1991). И ордена Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1971 г.), Дружбы народов (1981), орден «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Творчеству Максимовой и Васильева посвящены телефильмы «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то…» (1990), а также французский видеофильм «Катя и Володя» (1989).

 (456x600, 75Kb) (240x360, 28Kb)

  В 1980 году Максимова закончила Институт театрального искусства по специальности педагог-балетмейстер, а с 1982 года начала преподавать на кафедре хореографии ГИТИСа.  С 1998 года Максимова была балетмейстером-репетитором Большого театра.

Источник текста: www.belcanto.ru

В память о великой балерине Екатерине Максимовой. Кадры из фильма "Фуэте"


ека (468x362, 56Kb)

«Великой балериной» называл Максимову балетмейстер Пьер Лакотт, «чудом природы» – балетмейстер Наталья Касаткина, дирижер Евгений Колобов – «олицетворением  Музыки»,  актер  Игорь  Ильинский – «своей радостью  в  искусстве»,  критик  Гаевский – «самой  интеллигентной и самой деликатной балериной наших дней», режиссер Александр Белинский – «великой  балериной  и лучезарным дарованием». Екатерину Максимову называли (и будут называть)  шедевром природы, созданным  для балета. Она - потрясающая - сама танец!!!


фрагментыоднойбиографии (192x250, 22Kb)

Дополнение: Комментарий участницы сообщества ИМеля

Все работы Екатерины Максимовой вызывают восторг, будь то в театре или на экране. Жизель, Китри, Маша в "Щелкунчике", Галатея и Анюта - все роли - настоящие шедевры.

Пара Максимова - Васильев - поражала и на сцене, и в жизни. Творчество и любовь прошли через всю их жизнь. Когда в прошлом году показали по ТВ поэтический вечер Владимира Васильева, где он прочёл стихи, посвящённые жене и партнёрше, я была просто потрясена любовью, которую они сохранили с юности и до конца жизни. Потрясающие люди, великолепные танцовщики, всегда вижу их вместе!
Tags: Максимова, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments