ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Categories:

"Стабат Матер" Перголези.

История возникновения текста «Stabat Mater» своими корнями уходит в эпоху раннего средневековья. Первые песнопения в честь Девы Марии начали складываться после Эфесского собора 431 года, который провозгласил её Богоматерью. В скором времени эти молитвы были включены в каноническую литургию. В католической церкви культ Девы Марии особенно широко распространяется в XII – XIII века, когда прославляющие песни повсеместно входят в быт людей, и становятся популярными. Именно в это время францисканский монах Якопоне да Тоди (1230-1306), опираясь на существующие ранее молитвы, создал вдохновенную, просветленную поэму «Stabat Mater dolorosa» - «Стояла Мать скорбящая». Она получила широкое распространение как бытовая молитва Деве Марии. На XIX-м Тридентском Вселенском соборе XVI века, в период борьбы с секуляризацией церковной музыки, в отличие от остальных «бытовых» секвенций, которые были изгнаны из богослужения, «Stabat Mater» внесли в официальную римскую мессу для исполнения в Пятницу Страстной седмицы.

Stabat-Mater (700x329, 53Kb)

"Стабат матер" вошла в литургические книги, где за ней закрепились определенные мелодии. С 15 в. создавались и многоголосные полифонические "Стабат матер", обычно с использованием традиционной мелодии; образцы — у Жоскена Депре и Палестрины. Позднее в "Стабат матер" стали вводить вокальное соло и инструментальное сопровождение. Это приблизило их к кантате. Такие "Стабат матер" в 18 в. создали Перголези, И. Гайдн, в 19 в. — Ф. Шуберт, Ф. Лист, Дж. Россини, Дж. Верди, А. Дворжак и др. Одним из выдающихся произведений жанра стала кантата «Stabat Mater» Джованни Батиста Перголези – итальянского композитора, крупнейшего представителя неаполитанской оперной школы. Кантата посвящена возлюбленной: родители девушки не хотели видеть в роли её избранника бедного музыканта, она ушла в монастырь, и там вскоре скончалась. Stabat Mater - последнее творение композитора. Через год после начала работы над ним Перголези скончался. Кантата написана для сопрано, альта соло и струнного квартета с органом. Это произведение выдержано в жанре камерной кантаты, так как ее музыкальные образы далеки от монументальной помпезности и привычной масштабности церковных кантат того времени. И, несмотря на то, что опера уже оказывает свое влияние на многие жанры вокальной музыки, кантата Перголези напоминает скорее сюиту: построение частей, а именно чередование темпов и тональностей характерно для сюитной композиции; единая тема – это содержание стихотворного текста. Музыка композитора отличается светлой душевностью и трогательностью, быть может, навеянной его шестнадцатилетней возлюбленной. Вспоминая и боготворя ее образ, он и создавал это произведение. Образ девушки возникает на протяжении всей кантаты как образ трогательного воспоминания. Кантата состоит из 12 номеров. Вступление передает постепенное приближение того, что будто «сейчас» должно произойти. Ровно звучащие восьмые, как шаги в темноте, настораживают. «Щемящие» секундовые созвучия передают нестерпимую боль, которую невозможно выразить словами.

42 (253x52, 4Kb)

Текст "Стабат Матер"

Мать Скорбящая стояла

И в слезах на крест взирала,

На котором Сын страдал.

Сердце, полное волненья,

Воздыханий и томленья

Меч в груди ее пронзал.

Что за скорби и печали

Благодатную терзали Матерь Просветленного.

Как страдала, как дрожала,

Как в терзанья созерцала

Муки Ей рожденного.

Кто без слез бы мог суровый

Видеть Матери Христовой

Слезы несравненные?

Кто бы мог без сожаленья

Встретить Матери мученья

С Сыном разделенные?

Ради грешных искупленья

Зрит Она Христа мученья,

От бичей Грядущего.

Дорогого видит Сына,

Как гнетет Его кончина

Дух свой предающего.

Мать, любви источник вечный,

Дай из глубины сердечной

Слезы мне делить с Тобой,

Дай и мне огня, так много

Возлюбить Христа и Бога,

Чтоб доволен был Он мной.

Мать Святая, в дар чудесный

Все Ты язвы смерти крестной

Мне на сердце впечатлей.

Дай Ты мне, чтобы кручина

За меня Страдальца

Сына Разлилась в душе моей.

Дай мне плакать, дай терзаться,

О Распятом сокрушаться

Век, пока я жизнь влачу,

У креста стоять с Тобою

И к Тебе припав душою

Ударять я в грудь хочу.

Дева, всех страданий Мати,

В милосердьи благодати

Дай с Тобою мне страдать,

Дай страдания Христова

Став сообщником, мне снова

Раны все воспринимать.

Пусть тот бич меня терзает,

Крест во мне воспламеняет

Всю любовь к Страдавшему.

Дай пылать святой отрадой Будь,

о Дева, мне оградой

В судный день представшему.

Крест мою пусть силу множит,

Смерть Христа мне да поможет

Ревностью безбедному, К

ак остынет в смерти тело,

Чтоб душа моя взлетела

К раю заповедному.

Перевод А. Фета

42 (253x52, 4Kb)

"Стабат матер", исполняют:

Анна Нетребко и Marianna Pizzolato

Текст из методической разработки на тему " Основные тенденции в трактовке жанра  Стабат Матер".

Суздалева Мария Александровна

Преподаватель высшей категории


Tags: #Перголези, Перголези, духовная музыка, итальянские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments