barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Макс Регер: "В музыке - никаких компромиссов!"

Регер - символ эпохи, мост между столетиями.

Э. Отто

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Недолгая творческая жизнь выдающегося немецкого музыканта - композитора, пианиста, дирижера, органиста, педагога и теоретика - М. Регера прошла на рубеже XIX-XX вв. Начав свой путь в искусстве в русле позднего романтизма, во многом под влиянием вагнеровского стиля, Регер с самого начала обрел и иные, классические идеалы - прежде всего в наследии И. С. Баха. Сплав романтической эмоциональности с крепкой опорой на конструктивно-ясное, интеллектуальное составляет сущность искусства Регера, его прогрессивной художественной позиции, близкой музыкантам XX столетия. "Величайшим германским неоклассиком" назвал композитора его горячий почитатель, замечательный русский критик В. Каратыгин, отмечая при этом, что "Регер - дитя современности, его манят все современные терзания и дерзания".

Чутко откликаясь на происходящие общественные события, социальную несправедливость, Регер всей своей жизнью, системой воспитания был связан с национальными традициями - их высоким этосом, культом профессионального ремесла, интересом к органной, камерно-инструментальной и хоровой музыке. Так воспитывал его отец, школьный учитель в маленьком баварском городке Вайдене, так учили вайденский церковный органист А. Линднер и крупнейший немецкий теоретик Г. Риман, привившие Регеру любовь к немецкой классике. Через Римана в сознание юного композитора навсегда вошла музыка И. Брамса, в творчестве которого впервые был осуществлен синтез классического и романтического. Не случайно именно ему Регер решился послать свое первое значительное произведение - органную сюиту "Памяти Баха" (1895). Полученный незадолго до смерти Брамса ответ молодой музыкант расценил как благословение, напутствие великого мастера, художественные заветы которого он бережно пронес и через свою жизнь.

Первые музыкальные навыки Регер получил от родителей (отец занимался с ним теорией, игрой на органе, скрипке и виолончели, мать - на фортепиано). Рано раскрывшиеся способности позволили мальчику уже в 13 лет заменять в церкви своего учителя Линднера, под руководством которого он начал сочинять. В 1890-93 гг. Регер шлифует композиторское и исполнительское мастерство под руководством Римана. Тогда же, в Висбадене, он начинает и свою педагогическую деятельность, продолжавшуюся всю жизнь, в Королевской академии музыки в Мюнхене (1905-06), в Лейпцигской консерватории (1907-16). В Лейпциге Регер был также музик-директором университета. Среди его учеников немало крупных музыкантов - И. Хас, О. Шек, Э. Тох и др. Большой вклад внес Регер и в исполнительское искусство, часто выступая как пианист и органист. В 1911 - 14 гг. он руководил придворной симфонической капеллой герцога Мейнингенского, создав из нее прекрасный оркестр, покоривший своим мастерством всю Германию.

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)
Не удержалась начать музыкальную часть со скрипичного концерта, хотя это крупная форма, заслуживающая отдельного пристального внимания.
Концерт для скрипки с оркестром Ля мажор, Op.101 (1908)

Mov.I: Allegro moderato 00:00
Mov.II: Largo con gran espressione 27:07
Mov.III: Allegro moderato (ma con spirito) 40:03

Violinist: Benjamin Schmid
Orchestra: Tampere Philharmonic Orchestra
Conductor: Hannu Lintu

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Однако композиторское творчество Регера далеко не сразу нашло признание на родине. Первые премьеры прошли неудачно, и лишь после тяжелого кризиса, в 1898 г. вновь оказавшись в благотворной атмосфере родительского дома, композитор вступает в полосу расцвета. За 3 года он создает множество произведений - ор. 20-59; среди них камерные ансамбли, фортепианные пьесы, вокальная лирика, но особенно выделяются органные сочинения - 7 фантазий на хоральные темы, Фантазия и фуга на тему BACH (1900). К Регеру приходит зрелость, окончательно формируются его мировоззрение, взгляды на искусство. Никогда не впадая в догматизм, Регер всю жизнь следовал девизу: "В музыке - никаких компромиссов!" Принципиальность композитора особенно проявилась в Мюнхене, где он подвергся яростным нападкам своих музыкальных противников.

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Вариации и Фуга Ля мажор на темы В.А. Моцарта, Op. 132


I. Theme Andante Grazioso. 0:00
II. L'istesso tempo (Variation I) 3:00
III. Poco agitato (Variation II) 5:39
IV. Con moto (Variation III) 7:40
V. Vivace (Variation IV) 9:02
VI. Quasi presto (Variation V) 9:47
VII. Sostenuto (quasi adagietto) (Variation VI) 11:30
VIII. Andante grazioso (Variation VII) 14:11
IX. Molto sostenuto (Variation VIII) 17:09
X. Fugue: Allegretto grazioso 24:12

Berlin Philharmonic Orchestra. Karl Böhm. Conductor

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Огромное по количеству (146 опусов) наследие Регера очень многообразно - как по жанрам (в них отсутствуют только сценические), так и по стилевым истокам - от предбаховокой эпохи до Шумана, Вагнера, Брамса. Но у композитора были и свои особые пристрастия. Это камерные ансамбли (70 опусов для самых разных составов) и органная музыка (ок. 200 сочинений). Не случайно именно в этой сфере больше всего ощущается родство Регера с Бахом, его тяготение к полифонии, к старинным инструментальным формам. Характерно признание композитора: "Другие делают фуги, я могу только жить в них". Монументальность органных композиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И. Хиллера и В. А. Моцарта (1907, 1914), Вариации и фуги для фортепиано на темы И С. Баха, Г. Ф. Телемана, Л. Бетховена (1904, 1914, 1904). Но композитор уделял внимание и романтическим жанрам (оркестровые Четыре поэмы по А. Беклину - 1913, Романтическая сюита по И. Эйхендорфу - 1912; циклы фортепианных и вокальных миниатюр). Выдающиеся образцы он оставил и в хоровых жанрах - от хоров a cappella до кантат и грандиозного "100-го псалма" - 1909.

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

"Романтическая сюита", op. 125


0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

В конце жизни Регер стал знаменит, в 1910 г. в Дортмунде был организован фестиваль его музыки. Одной из первых стран, признавших талант немецкого мастера, была Россия, где он с успехом выступал в 1906 г. и где его приветствовало молодое поколение русских музыкантов во главе с Н. Мясковским и С. Прокофьевым.

Г. Жданова

reger

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Серенада для оркестра, op.95

I. Allegro molto 0:00
II. Vivace a burlesca 13:05
III. Andante semplice 16:33
IV. Allegro con spirito 27:20

Eugen Jochum

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Фуга, op.127

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Симфоническая фантазия и фуга, op.57


0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

В заключение пусть прозвучит эта чудесной красоты песня )

Песня "Mariä Wiegenlied"

Исполняет Genia Kühmeier

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)


Tags: #Регер, Регер, немецкие композиторы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments