barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Музыкальный постимпрессионизм: Юджин Гуссенс - английский композитор и дирижер

goossens (200x289, 19Kb) ***
     Юджин Эйнсли Гуссенс (англ. Eugène Aynsley Goossens; 26 мая 1893, Лондон — 13 июня 1962) — британский дирижёр и композитор фламандского происхождения, сын Эжена Гооссенса.

Учился музыке в Брюгге, затем в Ливерпуле и наконец в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Чарльза Вильерса Стэнфорда и Акилле Риварде. В 19121915 гг. играл на скрипке в оркестре Томаса Бичема, затем стал помощником дирижёра, в 1916 г. привлёк к себе первое внимание, когда под его руководством состоялась премьера оперы Стэнфорда «Критик». Одновременно с 1915 г. играл на скрипке в Филармоническом квартете (вместе с виолончелистом Седриком Шарпом). В 1921 г. ушёл от Бичема и создал собственный оркестр, в частности, исполнивший впервые в Великобритании музыку балета Стравинского «Весна священная» (7 июня 1921 г. в присутствии композитора).

В 1923 г. Гуссенс был приглашён в США и возглавил новосозданный Рочестерский филармонический оркестр, одновременно преподавая в Истменовской школе музыки. В 19311946 гг. он руководил Симфоническим оркестром Цинциннати. В 1947 гг. Гуссенс переехал в Австралию и возглавил Сиднейский симфонический оркестр и Консерваторию Нового Южного Уэльса. В 1955 г. он был возведён в рыцарский чин, однако уже в 1956 г. был вынужден оставить все посты из-за публичного скандала. Скандальный роман Гуссенса с адептом эротического оккультизма Розалин Нортон, приведший к завершению его карьеры, нашёл отражение в нескольких художественных произведениях, в том числе в опере австралийского композитора Дрю Кроуфорда «Юджин и Роя» (англ. Eugène & Roie; 2004).Гуссенс вернулся в Англию и до конца жизни практически не концертировал, однако оставил несколько поздних записей, в частности, впечатляющую запись «Празднеств Рима» Отторино Респиги.

Как композитора Гуссенса относят к пост-импрессионистам - унаследовав от Дебюсси и Равеля традиции передачи музыкальных идей соотношениями красочных тонов, а от раннего Стравинского неофольклоризмы, он  болеее тяготел к декоративной стилизации, отсюда склонность к несколько абстрактному музыкальному языку и символизму экспрессивного толка, иногда окрашенного беспокойными чувствами. Гуссенс был большом знатоком оркестра - его оркестровый стиль впечатляет колористической характерностью и изобретательностью (в этом плане его музыку часто сравнивают с творчеством Флорана Шмитта). Музыка Гуссенса пользовалась большой популярностью в 20-е годы, он - единственный англичанин, которого пригласили поучаствовать в трибьюте памяти Дебюсси. Уже первые сочинения - Вариации на китайскую тему (1911), симф. поэма "Вечный ритм" (1913), сюита "Калейдоскоп" (1917), скерцо "Тэм О'Шентер" (по Бёрнсу, 1916) принесли ему известность, также в те годы написаны Концерт для гобоя с оркестром (1927), Концертино для двойного струнного оркестра (1928), Фантазия для девяти духовых инструментов (1924). Особое место занимают в творчестве Гуссенса, написанные в военные годы 2 симфонии (1940, 1944) - несомненно впечатления той тяжелой эпохи, с ее крайним напряжением, наложили отпечаток на эту взволнованную, драматично-лиричную и тревожную музыку. Дивертисмент для оркестра (начат в 1926-м как балет по заказу Дягилева, закончен в 1960-м) и Концерт для 2х арф, гобоя, английского рожка и оркестра (1958) - превосходные образцы позднего стиля композитора

Eugene Goossens "Oboe Concerto" Концерт для гобоя


The Eternal Rhythm, symphonic poem Op. 5 (1913)


Symphony No. 1 (1940)


Tags: #Гуссенс, Гуссенс, британские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments