barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Йозеф Гайдн. Симфония "Сюрприз"

guttenbrunOLIO (503x700, 158Kb)

c34fc8a289a5 (217x89, 7Kb)

Когда музыканты берутся за перо и начинают писать музыку, у них далеко не всегда выходят реквиемы. Юмор в музыке отпечатался даже в названиях. Происхождение таких жанров, как шутка, юмореска или скерцо (scherzo – «шутка» по-итальянски), вполне прозрачно.

Хотя, строго говоря, композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и сообщать прямо в названии произведения, что вот сейчас он начнет острить. Он может пошутить и без предупреждения – и эффект может получиться более впечатляющим. Так, веселые проделки позволял себе Йозеф Гайдн. Он написал симфонию, где изложение темы сопровождается забавным эффектом: после пиано и пианиссимо струнных внезапно раздается громовой аккорд всего оркестра фортиссимо, в котором выделяется удар литавры — отсюда появились различные названия симфонии, данные ей отнюдь не автором — «С ударом литавры», «Сюрприз».

С этим эффектом связаны различные легенды. По одной из них композитор заметил, что публика на концерте задремала, и решил ее таким образом разбудить. Как только убаюканные слушатели погружались в объятья морфея, зал потрясало фортиссимо и фанфары всеми духовыми. По другой версии— сюрприз был задуман заранее.

Engraving_Franz_Joseph_Haydn_Conducting_a_String_Quartet_Performing_Recreation_activities_playing_Adults_Males_b (700x563, 178Kb)

Йозеф Гайдн. Симфония № 94, соль мажор,  «Сюрприз»
Symphony № 94 in G major, «The Surprise»

В конце 1790 года к Гайдну, только что освободившемуся от почти 30-летней службы в капелле князей Эстергази и жившему в то время в Вене, явился английский  известный скрипач Джон Питер Саломон и заключил с ним на очень выгодных условиях контракт на гастроли в Лондоне. Композитор должен был написать, среди других сочинений, шесть симфоний для оркестра Саломона.

Несмотря на опасения друзей,  что почти 60-летний композитор не перенесет плавания и будет плохо чувствовать себя в Англии, не зная языка, Гайдн не колебался — ему хотелось сполна насладиться свободой и славой. Новый, 1791 год он встретил уже на английской земле, где пробыл полтора года.

01_310 (387x700, 45Kb)
На пути в Англию

Слава не заставила себя ждать. Все газеты сообщали о его прибытии, множество людей желало с ним познакомиться, его чествовали на концертах, принимали на придворных балах, приглашали аккомпанировать во дворец наследника престола. А в июле подневольный капельмейстер князей Эстергази, стал доктором музыки старейшего в Англии Оксфордского университета. В честь этого события прозвучала написанная еще до гастролей симфония No 92, названная Оксфордской.

В этот период создавались шесть симфоний, называемых Лондонскими (№№ 93—98). Они воплотили лучшие черты позднего стиля Гайдна. Картины бьющего через край народного веселья, обилие танцевальных ритмов и юмористических штрихов, вариации на темы народных песен или тем, сочиненных композитором в народном духе— вот их отличительные черты.

Премьера 94-й симфонии состоялась 23 марта 1792 года в Лондоне в концерте Саломона под управлением автора и прошла с шумным успехом.

guard402 (700x509, 65Kb)
Худ. Франческо Гварди

I. Adagio - Vivace assai

Симфония начинается очень медленным, в темпе адажио, вступлением,  которому контрастирует очень быстрое сонатное аллегро (vivace assai). Экспозиция, полная безудержного веселья, кажется написанной на едином дыхании.

II. Andante
Вторая, медленная часть — вариации на тему моравской детской песни. Очень простая, с обилием повторов, она запоминается мгновенно, и любой слушатель, уходя с концерта, уносит ее с собой. Гайдну полюбилась эта мелодия, и несколько лет спустя он использовал ее в арии пахаря в оратории «Времена года». Именно в этой части симфонии слушателю лучше не расслабляться...

III. Menuetto e Trio Allegro molto

e6f9dc9230bb (525x700, 112Kb)

Менуэт воспроизводит образы непритязательного народного танца. Упругую тему ведут флейты, скрипки и фаготы в октаву, фактура сопровождения предвосхищает вальс.

IV. Finale. Allegro di molto

Стихия танца царит и в финале, который перекликается с первой частью. Бойкая тема скрипок с внезапными ритмическими перебивками многократно повторяется, варьируясь, словно все новые танцоры вступают в общий хоровод.

c34fc8a289a5 (217x89, 7Kb)

Использованы материалы статьи А. Кенигсберг

http://www.belcanto.ru/s_haydn_94.html


Tags: #Гайдн, #симфония, Гайдн, австрийские композиторы, симфония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments