barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Павана

***
Павана (итал. pavana; испан. pavana), пaдована (итал. padovana), - торжественный медленный танец, распространённый в 16 веке в Европе. Существуют 2 версии, по-разному истолковывающие происхождение Паваны. Согласно одной, Павана - исконно итальянский танец, наименование которого связано с местом его возникновения - городом Падуя (итал. Padova, отсюда один из распространённых вариантов названия - падована, padovana), на некоторых диалектах звучащим как Пава, что послужило источником другого варианта названия - павана. По другой версии, Павана - танец испанского происхождения; в таком истолковании название "Павана" производят от лат. pavo - павлин и объясняют его этимологию важным и гордым характером танца (уже в 16 в. эти термины и понятия смешались в представлении музыкантов).

Итальянской падованой (в отличие от испанской паваны), по 2-й версии, является совсем другой, самостоятельный танец - быстрый, в размерах 6/8 или 12/8 близкий гальярде, сальтарелло (образцы таких падован содержатся в лютневых табулатурах Д. Бьянчини, 1546, А. Ротта, 1546, и др.). Есть основания полагать, что термин "падована" употреблялся также в качестве слова, обозначающего родовое понятие - определенный тип танцев, объединяющий павану и её разновидность - пасса-меццо. Первые сохранившиеся образцы Паваны находятся в лютневой табулатуре Дж. А. Дальца, изданной Петруччи в Венеции в 1508.

Antonio de Cabezón - Pavana con su glosa

Уже в начале 16 в. Павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Кроме итальянской и испанской Паваны, в 1-й трети 16 в. были известны Паваны французские (изд. П. Аттеньяном, 1529) и немецкие (Г. Юденкюниг, 1523). Большинство Паван сочинялось в двудольном метре на 4/4, 4/2 (например, у А. Кабесона), но среди ранних образцов встречаются и трёхдольные Паваны (например, у Л. Милана, писавшего Паваны для виуэлы). Для музыки Паваны характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмической структуры, преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами.


Павана - один из наиболее величественных танцев, его танцевали в плаще и при шпаге во время различных торжественных церемоний: при отбытии невесты в церковь, выходе князей, членов городского управления и др.

Renaissance Dance, Pavane

Характер Паваны столь серьёзен и возвышен, что испанцы Сальва и Тимонеда посвятили по одной из своих Паван богоматери. Павана в одном из хореографических вариантов представляла собой плавное движение нескольких пар, продолжавшееся до тех пор, пока все танцующие не сделают два или три круга (согласно другому варианту, Павана танцевалась одиночными и двойными шагами вперёд и назад; существовал также более сложный вариант хореографии Паваны, описанный Ф. Карозо в его "Il Ballarino", Венеция, 1581). В соответствии с характером исполнения танца музыкальная форма Паваны часто складывалась из 3 разделов (ABC), каждый из которых повторялся. Сохранились свидетельства о том, что музыкальное сопровождение Паваны исполнялось гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца.

Jan Pieterszoon Sweelinck (1562 – 1621). Pavana Lachrimae

Во 2-й половине 16 в. танцевальная Павана практически вышла из употребления; её сменил родственный танец пасса-меццо. Но вплоть до конца 17 в. Павана продолжала существовать как самостоятельная инструментальная пьеса (такие Паваны для лютни, инструментального ансамбля встречались и в 1-й половине 16 в.). Нередко инструментальная Павана объединялась в паре с гальярдой - быстрым трёхдольным танцем, а также с другими аналогичными танцами - сальтарелло, пивой, падованой (в вышеуказанном значении).

PAVANA - GALLARDA - Luys de Milán (a.1500 - d.1561)

Так возник один из ранних типов сюиты, а одновременно и вариаций, так как в основе гальярды обычно лежал тематический материал Паваны. Инструментальная Павана достигла расцвета в творчестве английских вёрджинелистов У. Бёрда, О. Гиббонса, Дж. Дауленда, Дж. Булля и др.

William Byrd's Pavana Lachrymae

В 17 в. Павана (обычно под назв. paduana) получает распространение в качестве вступительной части немецкой сюиты (подобно тому, как прежде она была вступительным танцем на балу) - у В. Хаусмана, И. Штадена, Э. Видемана, С. Шейдта, И. Шейна и др. В 18 в. Павана совершенно исчезла; в сюите она была заменена аллемандой, в итальянской сонате da camera - "синфонией". Очень редко Павана встречается в 19 в. (например, в операх К. Сен-Санса "Этьенн Марсель", "Прозерпина";  также Павана для хора с оркестром Г. Форе). Иногда к ней обращаются композиторы 20 в., например М. Равель ("Павана на смерть инфанты" для фп., Павана Спящей красавицы из сюиты "Моя матушка гусыня"). А. Берг вводит Павану в сюиту из 1-й сцены 1-го действия оперы "Воццек", где она, как и остальные танцы, употреблена скорее по принципу несовместимости жанра и конкретной сценической ситуации. Традиционный вид Паваны содержится в балете "Иов" английского композитора Р. Воана-Уильямса. К первоначальному торжественному характеру Паваны в наибольшей степени приближается С. С. Прокофьев в балете "Золушка" ( 3-я сюита из этого балета, No 1).

Габриэль Форе. Павана
(на мой взгляд, одно из красивейших произведений классической музыки)


Isaac Albéniz: "Pavana-Capricho" Op. 12 (1882)


Морис Равель. "Павана на смерть инфанты"

Павана


Tags: #история_музыки, #павана, #танец, история музыки, павана, танец
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments