barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Рихард Штраус. Опера "Каприччио"

https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post242409463/
Томаовсянка

Рихард Штраус (Richard Strauss) Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь.

Рихард Штраус


Рихард Штраус — один из крупнейших немецких композиторов, рубежа XIX-XX вв.


Наряду с  Малером он был одним из лучших дирижеров своего времени.


Слава сопутствовала ему с юных лет до конца жизни.


"Каприччио" Рихарда Штрауса в Новой опере


Рихард Штраус известен как признанный классик не только немецкой, но и мировой музыкальной культуры XX века. Нельзя точно сказать, что больше отпугивало советских музыкантов от исполнения его сочинений: невероятная сложность партитур или звание президента Имперской музыкальной палаты в фашистской Германии. Тем не менее последние годы ведущие российские театры все чаще включают изысканные и разноплановые оперы Штрауса в свои программы. В Москве большим событием стала премьера "Кавалера розы" в Большом театре, а Новая опера представила российскую премьеру последней оперы маэстро —  "Каприччио", одноактного разговора об искусстве.   


В 1942 году, когда "Каприччио" впервые было исполнено на сцене, Штраусу было 77 лет. Либретто уникальной оперы об опере построено вокруг философского вопроса:  музыка или слово преобладает в оперном искусстве? Любовный треугольник почти символических персонажей: Графини, олицетворяющей Гармонию, Поэта и Композитора — дает повод для философских споров, комических ситуаций и безграничной музыкальной самоиронии. Очень сложная по внутренней структуре музыка переливается всеми оттенками жизнерадостности и содержит шуточные цитаты из почти всей мировой музыкальной литературы, делая "Каприччио" изысканной интеллектуальной оперой для самых взыскательных слушателей.

Молодой режиссер Алла Чепинога поставила "Каприччио" как гротесковый спектакль о человеческих взаимоотношениях. Любовный треугольник выходит на первый план и делает постановку понятной и увлекательной даже для слушателя, не обращающего внимание на многочисленные музыкальные шутки и цитаты. Художник Виктор Герасименко поместил героев в пародийно-гламурную обстановку в сиреневых тонах. Интеллектуальная утонченная музыка, режиссерская концепция оперы буффа и тонкая ирония художественного оформления  —  такое парадоксальное сочетание рождает на удивление гармоничный спектакль.


Изюминкой его становится хор слуг, весь спектакль молчаливо и пластично прислуживавших в доме Графини. Восемь харизматичных, голосистых и изящных хористов сочетают красивый хореографический рисунок с безукоризненным вокалом и здоровой иронией ко всему происходящему на сцене. Ребята настолько точны в своей работе, что приближаются к идеалу дирижера Валерия Крицкова, который хотел бы, чтобы всю оперу можно было понять без синхронного перевода бегущей строки.



Buro

Что в опере важнее — слова или музыка? Моцарт считал, что музыка, Глюк — слова. Это любимая тема дискуссий композиторов с эстетиками, и Рихард Штраус долго обсуждал ее со своим дирижером, Клеменсом Краусом, в 1933 году во время репетиций «Арабеллы». По прошествии шести лет и по написании еще нескольких опер, Штраус обратился к Краусу с предложением сотрудничать в работе над либретто оперы на данный сюжет. Это была последняя опера, которую сочинил Штраус.

Будучи всего лишь одноактной, при исполнении она длится почти два с половиной часа, причем большая ее часть посвящена именно обсуждению этого, хотя и очень интересного, но, с точки зрения сценического действия, малоперспективного вопроса эстетики. Дискуссия происходит в доме очаровательной французской графини Маделены, живущей в предместье Парижа во второй половине XVIII века.  Среди гостей графини поэт Оливьер, композитор Фламан, актриса Клайрон, театральный директор Ла Роше, тенор Таупе, а также брат графини. Дискуссия ведется в изысканной великосветской манере; и перед тем, как гостям уехать в Париж, они сходятся на том, что Оливьер и Фламан будут писать оперу на сюжет, в котором каждый из них представит свой собственный портрет.

У Оливьера и Фламана есть и другие точки соприкосновения: каждый из них влюблен в графиню (которая восхищается обоими), и Оливьер сочиняет ей сонет, а Фламан кладет его на музыку. И Маделена обещает решить — к одиннадцати часам утра следующего дня — за кого из них она выйдет замуж.

В последней сцене она одна в своем будуаре (Штраус любил писать длинные сцены для сопрано соло, особенно, когда эти сопрано оказываются одни в своих будуарах.) Тут же вспоминаешь знаменитый монолог с зеркалом в первом действии «Кавалера розы». Зеркало имеется также и в этой сцене; схожа и общая атмосфера нежного и меланхолического чувства.

«Завтра в одиннадцать!» — так начинается монолог. Маделена просто не может сосредоточиться. Какое искусство более сильное? Поэзия или музыка? Она подходит к своей арфе и поет сонет, написанный для нее, — прелестный старомодный любовный сонет. Она чувствует себя узницей — узницей сетей двух искусств. Выбрать одно и не выбрать другое? Невозможно! Тогда она обращается к своему зеркалу, чтобы у него спросить совета. Но у зеркала нет никакого ответа. И опера заканчивается, так и не ответив на вопрос, кто будет осчастливлен завтра в одиннадцать.

Если вы спросите меня, то я думаю, что им будет музыкант. Его музыка кажется мне более убедительной, чем этот немецкий сонет! Но это лишь частное мнение одного человека.

http://www.belcanto.ru Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)


Tags: #Штраус_Рихард, #опера, Штраус Рихард, немецкие композиторы, опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments