ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Евстигней Фомин и его опера "Ямщики на подставе"

Весной 1800 года в Петербурге скончался выдающийся российский композитор Евстигней Ипатьевич Фомин. Фомин был крупнейшей фигурой в русской музыкальной культуре 18 века, и его с полным основанием можно назвать "русским Моцартом". Вместе с тем, имя этого композитора мало что говорит рядовому человеку, и его сочинения исполняются крайне редко. К сожалению, такова судьба многих отечественных талантов. Свои, российские самородки, были вынуждены прилагать максимум усилий лишь для того, чтобы выжить, почти не было меценатов, которые бы поддержали их при жизни, и уж тем более никто не заботился о сохранении их творческого наследия после смерти… В этом плане жизненный путь Евстигнея Фомина был достаточно типичен: блестящие успехи в детстве и в юношеские годы, обучение в Италии, триумф за рубежом, но затем - возвращение на Родину, где композитор много лет оставался без постоянной работы, отсутствие свободы творчества и смерть в 38 лет. А затем - полное забвение… Лишь с шестидесятых годов двадцатого века силами отдельных энтузиастов музыка Фомина стала возвращаться к слушателям. Многие его сочинения не сохранились, но те несколько опер, которые дошли до нас, позволяют говорить о Фомине как о крупнейшем российском композиторе 18 века. Его "Ямщики на подставе" - единственная в истории музыки опера, полностью основанная на русских народных мелодиях, при этом выстроенная и аранжированная в соответствии с канонами оперы моцартовской эпохи. Комическую оперу "Американцы", написанную в содружестве с И.А.Крыловым, отличают яркость характеристик, изящество вокального стиля, мастерство построения ансамблевых сцен, тонкая оркестровка. Но вершинным произведением Фомина, безусловно, явилась "драма на музыке" "Орфей и Эвридика". Что характерно, эта незабываемая трагическая музыка писалась Фоминым тогда же, когда Моцарт работал над своим "Реквиемом".

Евстигней_Ипатович_Фомин (515x685, 92Kb)

Евстигней Ипатьевич Фомин родился 16 августа 1761 г. в Санкт-Петербурге, в семье солдата - канонира Тобольского пехотного полка. Евстигней проявил несомненный музыкальный дар, ещё будучи маленьким мальчиком, и в шесть лет был направлен на учёбу в музыкальный класс Академии художеств. Там он учился у известного композитора Германа Раупаха. Говорят, перед Фоминым открывалась блестящая карьера архитектора, у него были талант живописца, но музыка всегда оставалась его главной страстью. Закончив Академию с отличием, Фомин "за превосходные успехи в музыке" даже был награждён денежной премией: "другим не в образец, вместо золотой медали пятьдесят рублев", - хотя по уставу Академии таковых премий не полагалось. В 1782 г. Фомина для продолжения музыкального образования отправили в Италию, в Болонью. Более престижной командировки было невозможно придумать: в те времена Италия почиталась как центр музыкальной культуры, как "родина" музыки. В Болонье тогда жил и работал падре Джамбаттиста Мартини - пожалуй, наиболее прославленный теоретик музыки и педагог 18 века. Когда с ним познакомился Фомин, падре был уже совсем болен и стар, он почти не ходил. Тем не менее, Мартини дал молодому композитору из России несколько ценных уроков, подобных тем, которые он преподал ранее юному Моцарту. А главным учителем Фомина в Италии стал ученик падре Мартини Станислао Маттеи. К сожалению, подробности пребывания Фомина в Италии нам неизвестны, равно как и его сочинения, созданные в то время. Однако неоспорим тот факт, что в Италии Фомин пережил свой звёздный час - его талант получил очень высокую оценку не только у простой публики, но и у коллег - профессиональных музыкантов. Свидетельством этого явилось избрание Фомина в члены престижнейшей Болонской филармонической Академии. Многие известные композиторы могли только мечтать о подобной чести. А Евстигней Фомин стал академиком 22 ноября 1785 г., причём это решение было вынесено "всеми господами академиками" путём тайного голосования. Все шары оказались белыми - ни одного голоса не было подано против. А из российских композиторов такой чести после Фомина не удостаивался никто - кроме П.И.Чайковского более столетия спустя. В 1786 г. Фомин вернулся в Россию и был поначалу благосклонно принят при дворе. Ему поручили сочинить музыку оперы-балета "Новгородский богатырь Боеславич" - на либретто самой императрицы! Но тут колесо Фортуны резко повернулось в другую сторону. Что именно произошло после того, как музыка Фомина была представлена Екатерине II, мы не знаем. То ли императрицу возмутило, как вольно композитор обошёлся с её текстом, вырезав из либретто целый ряд сцен и заменив их балетными вставками и массовыми народными сценами, то ли Екатерине не понравилось использование Фоминым "грубых", "мужицких" мелодий, что звучало непривычно для уха после помпезных сочинений придворных композиторов из Италии… Как бы то ни было, Фомин оказался в опале. Премьера оперы состоялась, но прошла крайне незаметно - в периодической печати не появилось ровно никаких откликов. Даже ноты "Боеславича" исчезли и ныне лишь частично восстановлены. Таким образом, по возвращении на Родину композитора не ждал триумф. Вместо этого ему пришлось добывать себе на пропитание работой аккомпаниатора и педагога. Вплоть до самой смерти Екатерины Фомин не смог получить никакой постоянной должности. Лишь в 1797 г. он был принят в Петербургскую театральную дирекцию "к должности российской труппы, с тем, чтобы выучивать ему актёров и актрис из новых опер партии и проходить старые; також что потребно будет переменять в музыке; сверх сего должен он учить пению учеников и учениц в школах, и ходить на дом к оперистам кто имеет клавикорты, а которые не имеют оных, то для тех быть в пробном зале в назначенные к тому дни от режиссёра и на всех пробах оперных; також в случае надобности аккомпанировать в оркестре французские и итальянские оперы…". Однако именно годы монаршей неблагосклонности явились для Фомина периодом максимального творческого расцвета. С 1787 по 1800 г. (год смерти композитора) им был написан по крайней мере десяток опер, поражающих разнообразием тем и сюжетов. Среди его сочинений этой поры - и народно-бытовые оперы песенного склада такие, как "Ямщики на подставе", и изящная комическая опера "Американцы", и трагическая мелодрама "Орфей". В эти годы Евстигней Фомин не только находит применение своему дарованию в творчестве, но и завязывает целый ряд интереснейших и плодотворных знакомств: с Николаем Львовым, многогранным мастером в разных видах искусств и общественным деятелем, который написал текст к "Ямщикам на подставе", с Гаврилой Державиным, активно поддерживавшим композитора и хлопотавшим о постановке его опер, с Иваном Крыловым, который был не только баснописцем, но и автором либретто к нескольким операм, с Яковым Княжниным, выдающимся драматургом, в содружестве с которым была создана мелодрама "Орфей". Как это часто бывает, чем талантливее мастер, тем больше непонимания он встречает у сильных мира сего. Так было и с Фоминым. Из-за инцидента с "Новгородским богатырём" или по другой причине, ни одно из произведений этого композитора не имело счастливой судьбы. Большинство его сочинений либо не сохранилось вовсе, либо дошло в разрозненных фрагментах и оркестровых голосах. Лишь три оригинальных сочинения Фомина известны нам полностью: это "Ямщики на подставе" , "Американцы" и "Орфей". Но ни одна из этих работ не была поставлена так, как задумывал автор. "Ямщики", очевидно, задумывались как подношение императрице, призванное вернуть её благосклонность к композитору. Сюжет этой небольшой оперы довольно незамысловат: на подставе ямщики ожидают уникального события - скоро здесь должна проехать сама императрица, и к её приезду должны быть подготовлены лучшие лошади, и вообще все тщательно готовятся. Попутно между ямщиками проходит выяснение отношений. И вот наконец появляется процессия императрицы - и опера заканчивается торжественным хором, славящим её величество. Однако опера так и не была представлена Екатерине II. Возможно, кому-то это сочинение показалось весьма "сомнительным": хотя опера и посвящена августейшей особе, но действующими лицами в ней почему-то являются обыкновенные мужики. Более того, "Ямщики на подставе" целиком основаны на народных песнях (в этом, кстати, и заключена уникальность оперы - никогда больше русские композиторы не ставили подобных опытов). Это смелое начинание тоже могло прийтись не по вкусу утончённым царедворцам…

Опера Фомина "Ямщики на подставе" и опера Давыдова " Леста, днепровская русалка"

Действующие лица:
Дед Абрам, бас или баритон
Тимофей, его сын, ямщик, тенор
Янька, ямщик, бас или баритон
Фадеевна, жена Тимофея, меццо-сопрано
1-й ямщик, тенор
2-й ямщик, тенор
Курьер, баритон
Вахруш, тенор
Офицер, разговорная роль

Филька-пролаз, разговорная роль

Источник Евстигней Фомин (1761 - 1800) - русский Моцарт - ClassicalForum.ru





Tags: #Фомин, #опера, Фомин, опера, русские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment