ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Categories:

Кумир двадцатого века. Георг Отс

images (190x266, 6Kb)

Георг Отс... Человек-легенда. Прекрасный, бархатный баритон, проникающий прямо в душу. Красивый, обаятельный мужчина. Талантливый актер. Его искусство было необыкновенно одухотворенным и гармоничным. Немногие артисты, подобно ему, с равным успехом пели в опере, оперетте и на концертной сцене. При всей своей многогранности Отс был поразительно цельным художником, с какой-то врожденной естественностью он переходил из одного жанра в другой, всегда оставаясь самим собой.


Три Государственные премии, орден Ленина и почетное звание народного артиста СССР. Причиной столь безусловного признания послужила, прежде всего, масштабность и глубина дарования художника, его широкий жанровый диапазон.
Георг Отс одинаково серьезно относился к своим выступлениям и в опере, и на эстраде. Он говорил, что при смене жанров забывал свое бытие в первом и целиком концентрировался на задачах второго. На оперной сцене это был прежде всего поющий артист, способный создать яркий сценический образ. Выступление на эстраде, в обычном костюме, без декораций и грима, требовало иных изобразительных средств: здесь поза, мимика и жесты Отса были выдержаны в полутонах, нюансы едва заметны, главное — текст и музыка.

Когда Отс был уже народным артистом, его спросили: "Вам, наверное, забавно видеть, как нервничают дебютанты, Вы ведь чувствуете себя на сцене словно рыба в воде?" "Ничего подобного, - ответил Отс совершенно серьезно, - я волнуюсь перед каждым выходом, иной раз до того переживаю, что становлюсь чуть ли не больным". В исполнительской манере Отса не было ничего деланного, он не стремился ошеломить зрителя блеском своих вокальных возможностей, не допуская ни малейших излишеств, а был сосредоточен на проникновении в глубину, в суть содержания исполняемого произведения.
Высокое мастерство Отса явилось одним из секретов творческого долголетия артиста. Не поражая слушателей особыми эффектами, его пение было настолько проникновенным, так сильно подкупало, было столь убедительным, что мало, кто мог остаться равнодушным, услышав голос этого выдающегося певца. Талант такого рода выходит за временные рамки и становится объектом восхищения для нескольких поколений слушателей.
Георг Отс писал: "Я буду счастлив, если хотя бы один человек, слушая мои песни, испытает потребность сделать что-нибудь полезное и доброе людям. Пусть всегда будет солнце!"


После окончания французского лицея в Таллинне перед Отсом встал вопрос выбора профессии. Куда пойти учиться? В юности Георг любил петь, он превосходно имитировал даже популярного в то время Бинга Кросби. В шестнадцать лет он попросил отца проверить, есть ли у него голос. Отец послушал и сказал - "Раз и навсегда выкинь из головы мысль о карьере певца. Путь певца - тернистый путь... Выбери себе профессию посолиднее! Хорошо, если бы ты стал инженером. Или врачом!"


Отец, который за время жизни в буржуазной Эстонии насмотрелся на превратности судеб людей искусства и хорошо знал, как трудно пробиться на театральную сцену, не советовал сыну учиться пению. Если в театре "Эстония" не смогла получить работу даже такая выдающаяся певица, как Милица Корьюс, ставшая в эмиграции всемирной знаменитостью после выхода на экраны фильма "Большой вальс", то шансы начинающего, ничем не примечательного пока баритона были и вовсе минимальны. Чтобы материально обеспечить свое будущее, следовало выбрать более надежную профессию. Его призывают на военную службу. Окончив военное училище, он поступает на подготовительный курс военно-технического училища. Курс был взят на изучение строительного дела, которое по-своему также привлекало Отса.
В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. Отс поступил в Таллиннский политехнический институт, и в 1941 году закончил первый курс. Крылатые мечты молодости... Как их много, молодых людей, чьи планы были нарушены нападением фашистской Германии! В жаркое и тревожное лето 1941 года Отсу был двадцать один год; перед ним, как и перед десятками тысяч его сверстников, открывался лишь один путь: с оружием в руках защищать свою Родину от врага. До прибалтийских республик, расположенных вплотную к западной границе, война докатилась за несколько недель. Отс отплыл на пароходе в Ленинград для зачисления в армейские части.

На кораблях Балтийского флота курсом на Кронштадт покидали Таллинн защитники города, раненые, мирные жители. Для многих этот рейс стал последним. Из 197 кораблей до Кронштадта не дошли 53.Вражеские самолеты кружили над караваном судов, и далеко не все бомбы упали в море. Пострадало и судно, на котором находился Отс.
Георг Отс вспоминал впоследствии: "Вспыхнул пожар, огонь распространялся от центра к корме. Так как на судне было много раненых, все шлюпки отдали им. Погода стояла чудесная, светило солнце, море казалось спокойным. Возле поручней стонал поляк с простреленной шеей. Я отдал ему свой спасательный пояс и прыгнул за борт. Вдали виднелся маяк Гогланда. Я думал, что доплыву до него. Но волна была высокая, а вода в открытом море ледяная. Берег не приближался, силы кончались".Спасли пловца сильные руки матроса минного тральщика. Из Кронштадта пассажиров "Сибири" пересадили на корабль "Урал" и отправили в Ленинград. А затем поезд повез его в Зырянку, маленькую железнодорожную станцию в двухстах километрах от Челябинска - на лесоразработки. В конце января 1942 года его направили в эстонскую воинскую часть командиром противотанкового взвода. Но служба длилась всего месяц.

В конце 1941 года были созданы Государственные художественные ансамбли Эстонской ССР, где сосредоточивались эвакуированные в тыл артисты. Искали певцов, музыкантов, артистов и в эстонских национальных воинских соединениях. Здесь и сыграл свою роль случай, благодаря которому Отс сделался певцом. Художественный руководитель ансамблей Прийт Пылдроос в сборнике воспоминаний "Художественные ансамбли в дни Великой Отечественной войны" описывает этот случай так: "Вышла не то долгая остановка, не то пересадка, точно не помню, но надо было часа полтора ждать. В здании вокзала находилась группа офицеров запаса, в основном эстонцев. Я заметил нескольких знакомых и завел с одним из них беседу. Поговорив о том, о сем, я поинтересовался, нет ли здесь кого подходящего для ансамблей. Выяснилось, что нет, есть только сын известного тенора Карла Отса. Я попросил моего знакомого капитана разыскать молодого Отса и познакомить нас. . Вскоре капитан вернулся вместе с Георгом Отсом. Мы познакомились, и я сразу же приступил к делу. "Ваш отец — известный оперный певец, а вы как, тоже поете?" — спросил я. Отс ответил сдержанно, с присущей ему скромностью: "Не знаю, не пытался, но можно и попробовать". Я, не мешкая, повел на него наступление: "Едем в Ярославль, там и попробуем!" Отс улыбнулся и сказал: "Неизвестно еще, что в дивизии на это скажут". Через несколько дней Отс был прислан из дивизии к нам в ансамбли".
Так Отс стал певцом, хотя еще далеко не тем, каким мы знаем его сегодня. Его направили в качестве артиста второй категории в смешанный хор, которым руководил народный артист СССР Густав Эрнесакс. В качестве солиста он решился выступить лишь после значительной работы над собой.
Как солист, Отс впервые выступил перед ранеными воинами в одном из ярославских госпиталей. "Я не забыл свой дом родимый, и по ночам он снится мне..." — пел, волнуясь, молодой исполнитель. Певец родился! Еще не мастер, еще не любимец искушенной публики, избалованной голосами знаменитостей, но все же певец, уже познавший некоторые азы искусства.

Биографический ресурс " Чтобы помнили"

Tags: #Отс, #певцы, Отс, певцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments