ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

215 лет со дня рождения русского композитора Александра Львовича Гурилева.

Александр Львович Гурилёв (3 сентября 1803, Москва ―  11 сентября 1858, Москва) ― русский композитор, автор свыше 200 песен и романсов.

slide-0 (700x524, 55Kb)

Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых. Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Однако, следует заметить, что уровень русских крепостных оркестров и крепостных театров был весьма высоким. Россия, еще при первом русском императоре Петре Первом «в Европу растворив окно», приглашала европейских деятелей науки и искусств, не скупясь на их гонорары, — это нужно было по политическим соображениям: для развития Российской империи необходимо было встать в один ряд с другими европейскими — западноевропейскими странами. Следующие императоры продолжили политику Петра Алексеевича. Решения государей немедленно исполнялись верными царедворцами: Россия жадно впитывала европейскую культуру. Это стало делом государственной важности: при императорах появилась дирекция государственных (императорских) театров и оркестров. Видные сановники как продолжатели государственных идей организовывали свои собственные театры и оркестры из своих собственных крепостных, приглашая к ним европейских преподавателей.

Вам не понять моей печали.

В одном из таких оркестров служил Лев Степанович Гурилёв. Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века.

На заре туманной юности.

Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр.
Музыкальный талант Александра Львовича Гурилёва проявился рано, но официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты.

Прелюдия.

Правда, позже он брал частные уроки у известных музыкальных педагогов, обративших внимание на талантливого мальчика. Кроме того, молодой крепостной музыкант сочинял собственные музыкальные произведения: танцевальную музыку, песни, романсы и играл в крепостном оркестре, где исполнялись его авторские музыкальные пьесы. Крепостные оркестры были распространены и музыкальные творения молодого композитора Александра Гурилёва становились известны. Крепостники даже по дружбе душевной одалживали своих крепостных музыкантов друг другу — для проведения каких-либо празднеств и торжеств. Поэтому Александру Гурилёву доводилось выступать и с крепостным оркестром князей Голицыных.

И скучно и грустно.

В 1831 году, с кончиной старого графа Орлова, семья Гурилёвых получила «вольную» и была приписана к мещанскому сословию. Обосновались в Москве. Александру было тогда уже двадцать восемь лет.

Однозвучно гремит колокольчик

Жизнь крепостного, безусловно, вряд ли можно назвать счастливой. Но барин обязан был, по крайней мере, кормить своих холопов, не давая им умереть с голоду, и предоставлять жилье — то есть крышу над головой. Вольная вместе со свободой принесла полное нищенство и заботы о хлебе насущном — а с ним, с этим насущным, дело обстояло плохо. Музыкальные творения — не есть первая необходимость биологической жизни, покупателей на такую красоту отыскивалось немного. Приходилось много работать.

Сарафанчик

Композитор сочинял, выступал, давал уроки музыки, занимался нотной корректурой. Он участвовал в квартете князя Н. Б. Голицына; знакомства и дружеские связи с другими московскими композиторами — например, с А. Е. Варламовым, помогали находить себе применение. Как и Варламов, Александр Гурилёв собирал и обрабатывал русские народные песни и составил сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепьяно — этот сборник явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Через два года вышел другой его сборник: «Избранные народные песни». После смерти А. Е. Варламова А.Гурилев издал еще один сборник, назвав его «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», и включив туда, помимо обработок народных песен и свои авторские произведения.

Воспоминание.

Но тяжелая работа подрывала силы. И хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Наступали болезни. Он жил очень бедно — на Неглинной улице, в доме 18, ныне этот дом не сохранился. Тяжелое материальное положение приводило к нервному истощению и психическим срывам. В конце концов психическая болезнь приковала его почти на десять лет к больничной койке.
О его кончине 11 сентября 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог.
Творчество
Композитор Александр Гурилев оставил огромный список своих авторских сочинений, это:
фортепьянные пьесы, вальсы, мазурки,
обработка народных песен,
циклы вариаций на темы Алябьева, Варламова, Глинки и др., в том числе концертная фантазия на темы из оперы Доницетти «Лукреция Борджиа»; вариации на темы романсов Алябьева, среди которых «Соловей»; вариации на романс А. Е. Варламова «На заре ты её не буди»; терцет «Не томи, родимый» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» и мн.др.;

Песнь ямщика.

но более всего он прославился сочинением вокальных произведений, точное число которых до сих пор установить невозможно и многие из которых приобрели статус народных песен — то есть люди запели эти песни по-своему, меняя на ходу забываемые слова и какие-то музыкальные фрагменты — но поют и передают следующим поколениям. Это были в первую очередь лирические душевные песни и романсы, написанные в очень легкой певучей народной манере. Немало внимания уделял разработке цикла ямщицких песен.
Александр Гурилёв стал одним из первых интерпретаторов лермонтовской поэзии в русской музыке, еще при жизни поэта положив на музыку стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную»). Уже после смерти Лермонтова он создал романс на стихи «Нет, не тебя так пылко я люблю».


Век юный, прелестный

cyclowiki.orgwiki/Александр_Львович_Гурилёв

Tags: #Гурилёв, #романс, Гурилёв, романс, русские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments