barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Из истории российского балета...

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post352806193/
Liudmila5591



8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское состоялся первый в России балетный спектакль.
Когда во второй половине XVII столетия участвовавшие в посольствах русские дворяне возвращались из дальних странствий, они конечно же делись своими впечатлениями от искусства профессиональных плясунов. Французские «баладены» из учрежденной Людовиком XIV Академии танца и «виртуозы» итальянской комедии дель арте, составлявшие во Франции касту платных исполнителей, потчевали заморских дипломатов своим изумительным мастерством. А так как сам «король-солнце» танцевал в «Балете Ночи» партию Солнца, то становилось понятно: «большой балет» процветал в Европе. При московском дворе рассказывали знаменитый на весь Старый Свет анекдот, герои которого, герцог де Шуазель и артист балета Гийом Пекур, на равных соперничали за обладание знаменитой куртизанкой Нинон де Ланкло.


Понимая воспитательную силу театра, передовые люди того времени стремились создать подобное и в России.

В XVII веке наряду с народным и школьным театрами начинает
создаваться придворный театр. В Измайловском дворце недалеко от Москвы в 1669 году даются первые представления придворного театра, прославляющие царя Алексея Михайловича и могущество централизованного Российского государства. Придворный театр царя Алексея Михайловича был красочен, с роскошными декорациями и костюмами. Спектакли в основном были библейского содержания.
В 1672 году влиятельный боярин Артамон Сергеевич Матвеев инициировал создание Кремлевского театра в палатах Потешного дворца. Затею воплотил пастор Иоганн Грегори. Смелость предприятия заключалась в том, что содержание входивших в репертуар нового учреждения культуры драматических пьес основывалось, как правило, на библейских темах, а заканчивался каждый их акт богопротивными балетными дивертисментами, тогда называвшимися «выходами». Потому балеты при дворе получили прозвище «междусенья» - от слова «сень», значившего «акт», «сцена из пьесы».
Исполнителей для «междусений» Грегори наскреб в Немецкой слободе.
То были мужчины, более или менее знакомые с театральным искусством. Им приходилось танцевать и женские партии. В Европе дамы только начали пробивать себе дорогу на сцену, в Москве о присутствии прекрасного пола в «комедиальной хоромине» даже речи не велось.


К счастью, служивший по найму в России иностранный офицер инженерных войск Никола Лима отважился организовать царский балет, для чего переквалифицировался в танцовщика, балетмейстера и педагога. Он был, по-видимому, шотландцем, эмигрировавшим во Францию из-за симпатии к Стюартам. На родине он окончил военное училище, где в число обязательных дисциплин входила танцевальная наука. Вот почему Никола со знанием дела принялся исполнять царскую волю.
Придумка Матвеева и Грегори пришлась по душе царю Алексею Михайловичу, желавшему побаловать свою молодую жену Наталью Кирилловну, урожденную Нарышкину.


Государь распорядился пристроить в обучение к шотландцу десять «мещанских детей».
В 1672 году для постановки пьесы «Есфирь»в селе Преображенском под Москвой была построена «комедийная хоромина».
8 февраля 1673 года в ней и состоялось представление первого в России балетного спектакля, который назывался «Балет об Орфее и Эвридике».
Этот спектакль был еще далек от современного балета. В него, кроме танцев и пантомимы, включались пение и сценическая речь. Это нужно было для того, чтобы в ариях-речах восхвалять добродетели и доблести царя - покровителя музыкального искусства.
Предполагается, что музыку к балету написал немецкий композитор Генрих Шютц.
Никола Лима поставил балет из наемных военных специалистов, состоявших на русской службе. Он же исполнял главную роль Орфея.
Этот балет не имел существенного значения для развития русского сценического танца, поскольку прежде всего был подражанием западноевропейским балетным спектаклям. Однако важен сам факт появления в России балетного театра. Впервые русский зритель пусть это были только царь и придворные - смог познакомиться с зарубежным искусством профессионального танца.
После этого балета число учеников Лимы удвоилось. Театральные новобранцы с легкостью осваивали«иноземную поступь» и дансантную манеру европейского балета. Разумеется, представляемые ими бесхитростные «потехи» были далеки от образцового искусства «баладенов» из парижской танцевальной академии.
Знать пленилась новым развлечением «во французском стиле». Алексей Михайлович был на седьмом небе от удовольствия, ведь балет прославлял его как покровителя музыки и театра. Посему государь утвердил Лиму в должности бессменного руководителя придворного балета. Спектакли его шли и в кремлевском Потешном дворце, и в подмосковном Преображенском дворце. Скончался основоположник танцевальной школы в России Никола Лима в самом конце XVII века в Москве.


В 1676 году умер и царь Алексей Михайлович. Театральные представления прекратились, «комедийная хоромина» закрылась.
Прошло четверть века. И по распоряжению Петра I в России возобновились театральные представления, но уже не с развлекательной, как при Алексее Михайловиче, а с просветительской целью. В Москве в 1704 г. на Красной площади, где в настоящее время находится Исторический музей, был открыт публичный театр. Для организации в нем «театрального танцевания» был приглашен голландец Яков Коккий с двумя сыновьями. Один из них, Карл, возглавил балет. Но чуждое русскому зрителю иноземное искусство не прививалось, и театр в Москве очень скоро был закрыт.

источник-http://plie.ru/?vpath=/index1/



ТРИ ВЕКА ПЕТЕРБУРГСКОГО БАЛЕТА

Гала концерт к 275-летию Академии русского балета им. А.Я. Вагановой

 Л. МИНКУС Полонез-мазурка из балета "Пахита" (хореогр. М. Петипа) - Учащиеся мл. классов Академии русского балета им. А.Я. Вагановой
[4:02] К. СЕН-САНС "Умирающий лебедь" (хореогр. М. Фокина) - Ульяна ЛОПАТКИНА (Мариинский театр)
[8:25] Ц. ПУНИ Фрагмент Гран Па-де-де "Венецианский карнавал" (хореогр. М. Петипа) - Евгения ОБРАЗЦОВА (Большой театр России), Александр СЕРГЕЕВ (Мариинский театр), артисты Театра балета им. Леонида Якобсона
[13:35] С. ПРОКОФЬЕВ Сцена у балкона из балета "Ромео и Джульетта" (хореогр. Л. Лавровского) - Олеся НОВИКОВА и Владимир ШКЛЯРОВ (Мариинский театр)
[20:25] Ц. ПУНИ Па-де-де из балета "Эсмеральда" (хореогр. М. Петипа) - Ульяна ЛОПАТКИНА и Андрей ЕРМАКОВ (Мариинский театр), артисты Театра балета им. Л. Якобсона
[34:20] М, РАВЕЛЬ "Болеро" (хореогр. Н. Андросова) - Фарух РУЗИМАТОВ и артисты Театра балета им. Л. Якобсона
[44:45] Ж. МАССНЕ Дуэт из балета "Манон" (хореогр. К. МакМиллана) - Диана ВИШНЁВА (Мариинский театр) и Марсело ГОМЕС (Американский балетный театр)
[51:17] Р. ГЛИЕР "Большой вальс" (хореогр. И. Ларионова) - учащиеся мл. классов и студенты старших курсов Академии русского балета им. А.Я. Вагановой

Симфонический оркестр Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, дирижер Антон Гришанин





Tags: балет, история балета
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments