barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

За кулисами: Фрагменты из жизни Ламары Чкония

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post352818044/
Mabchkon

Жизнь выдающихся людей полна огромных препятствий и неожиданных проблем, которые им приходится преодолевать, продолжая свой трудный путь для достижения новых высот. Великий талант часто вызывает зависть «конкурентов», вплоть до психической неуравновешенности, которые совершают абсолютно неосмысленные поступки. Такие выпадки коллег против одной из выдающихся оперных певиц современности – Ламары Чкония случались не раз. Нижеописанный фрагмент приводится из ее книги «На волнах жизни», которая была издана на русском языке в 2009 году в украинской столице.


Lamara 2 (700x481, 92Kb)

«1962 год, 3 июля, г. Киев

Первого июля в Киевском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». В моем творчестве это была третья премьера. Первая – в Тбилисском оперном театре, где мне, молодой певице, доверяли исполнить роль Маро в опере З. Палиашвили «Даиси», вторая – в Киеве, когда в 1961 году я исполнила на украинском языке роль Иоланты в опере П. Чайковского «Иоланта».

 Премьера оперы «Мадам Баттерфляй» прошла с триумфом. Овации зрителей не прекращались. Солистов, дирижера, режиссера и художника вызывали на поклон, и этому не было конца. В киевском театре после премьерных спектаклей собирался расширенный художественный совет, в протокол которого очень скурпулезно записывали мнение каждого выступающего. Все это хранится в архиве театра. На этом заседании все очень хвалили меня, как мне кажется, даже чрезмерно. Несмотря на это, приведу некоторые высказывания. [more]

Режиссер-постановщик спектакля Юрий Леков: «Большое спасибо дирекции театра, которая раскрыла мне глаза и категорически потребовала, чтобы премьеру спела Ламара Чкония. Ламара принадлежит к той категории артистов , которые не следуют слепо советам режиссера-постановщика, она все его советы пропускает через призму своего видения и эмоций. Только после этого выносит свои заключения!»

Заместитель директора по художественной части Дмитрий Федоряченко: «Мы должны собрать всех солистов оперы, и Ламара, эта грузинская женщина, должна прочитать лекцию о красоте украинского языка в пении».

Народный артист СССР Михаил Гришко: «Я за всю свою жизнь не слышал такую «Мадам Баттерфляй», где бы пение, артистизм и внешность так гармонично сливались! В последнем акте я плакал горькими слезами. Я себя считаю счастливым, что стал свидетелем рождения гениальной певицы и актрисы. Уверен, что в этот вечер люди из театра уходили духовно обогащенными, более чистыми и добрыми, чем были».


Lamara 3 (518x700, 116Kb)

Мне даже представить трудно, что в этот великолепный для меня день спектакль с моим участием мог не состояться, если бы я не сумела перед выходом на сцену взять себя в руки, собрать волю, забыть все то, что случилось, и до конца спектакля не вспомнить о том инциденте.

В этот вечер, казалось, ничего не предвещает плохого. За три часа до спектакля, как всегда, я и Морис пришли в театр. Распелась, все было в порядке, голос звучал хорошо. Загримировалась. Первый выход на сцену «Мадам Баттерфляй» начинается очень эффектной арией, исполнение которой начинается за кулисами в сопровождении женского хора. Чио-Чио-сан начинает арию и несколько ее тактов поет за кулисами, затем выходит на сцену вместе с девушками из хора, которые исполняют роли ее подруг и близких. Все должны сопровождать ее при выходе на сцену. Здесь она должна взять труднейшую кульминационную ноту «ре-бемоль» и с радостью встретить своего мужа, капитана американского корабля, Пинкертона.

Во время моего пения в кулису ворвалась вторая исполнительница этой роли Клавдия Радченко, которая в театре бравировала своим украинским происхождением, незаметно подкралась ко мне и в разгар пения сорвала с моей головы парик вместе с японскими украшениями, бросила себе под ноги и начала топтать, приговаривая: «Вот тебе премьера, вот тебе Чио-Чио-сан!!!».

Хорошо, что в это время я так была увлечена пением, что не осознала происходящего и продолжала петь. К чести артистов хора, они не растерялись в такой экстремальной ситуации. Часть из них насильно вытолкнула Радченко из кулис, кто-то из них подобрал с пола парик и нахлобучил мне на голову вместе с украшениями. Все это время я продолжала петь, как ни в чем не бывало. И несмотря на все старания, я на целых шесть тактов опоздала с выходом на сцену, где уже была половина певцов хора. Они импровизированными изящными японскими поклонами приглашали на сцену Чио-Чио-сан.

Все это было проделано так, что никто из зрителей не заметил переполоха. Ничего не заметил и сам режиссер-постановщик. Только Олег Рябов, дирижер спектакля, в антракте после первого акта, встретив меня в кулисах, обиженно упрекнул: «Что такое, Ламара Григорьевна, почему вы опоздали с выходом?». На это я очень жестко ответила: «Об этом спросите свою жену!». Наверное, поскольку Олег Рябов дирижировал этим спектаклем, Клавдия Радченко была уверена, что премьеру споет она. Естественно, если бы Морис, как всегда во время моих спектаклей, стоял в кулисах, Радченко не позволила бы себе этого. Но именно в этот день я попросила Мориса послушать меня из зала.

Я не хотела разглашать этот инцидент и поэтому молчала о нем. Но на следующее утро, оказалось, артисты хора подали на имя директора коллективное заявление. На этом основании директор театра Виктор Петрович Гонтарь объявил К.Радченко строгий выговор со значительным уменьшением зарплаты на полгода».


  Ламара Чкония «Мадам Баттерфляй» (Акт III)

Еще один любопытный инцидент произошел с Ламарой Чкония после того как она в сентябре 1968 года из Киевского оперного театра переехала работать в Тбилиси. На родине певицу ожидал головокружительный успех как в оперном театре, так и на телевидении. Певица очень часто давала соло-концерты. Тогда в народе ходила такая веселая шутка, что если включить утюг, даже оттуда послышится голос Ламары.

Ламара прекрасно понимала, что нельзя было останавливаться. Чтобы успех продолжался, ей нужны были новые достижения и высоты. Однажды она среди своих старых пластинок обнаружила «Птичий вальс» композитора Вернёй в исполнении Милицы Корьюс. Пластинка не была долгоиграющей, она крутилась быстро и одну сторону полностью занимал «Птичий вальс». Ноты этого произведения Ламара не смогла достать ни в Москве, ни в Ленинграде, когда ездила туда на гастроли. Поэтому ей пришлось взять нотную тетрадь, включить проигрыватель и на слух записать клавир. Данная, довольно трудоемкая процедура заняла около двух недель. В конце концов, благодаря этому методу она все же добилась своего и создала клавир оригинальным французским текстом. А главный дирижер оперы – Азмайпарашвили из клавира создал партитуру. Произведение впервые было исполнено в 1969 году в большом зале Тбилисской филармонии, который вмещает 4 000 зрителей. Успех был таким ошеломляющим, что Ламаре пришлось повторно петь. После этого концерта, если в Грузию из других стран приезжали почетные гости, Ламара вместе с другими произведениями для них должна была обязательно исполнять и «Птичий вальс» Вернёй. Этого требовало Министерство культуры Грузии.


Lamara 1 (524x700, 103Kb)

В 1970 году в Тбилиси с официальным визитом прибыло правительство Болгарии. В честь почетных гостей было решено устроить большой гала-концерт в Драматическом театре им. Руставели. Днем раньше состоялась репетиция. После репетиции Ламара, также как и все другие участники концерта оставила ноты и партитуру на пюпитре. На другой день, она отправилась в театр на час раньше до начала концерта и попросила дирижера Азмайпарашвили пометить карандашом нужный ей фрагмент произведения. Спустя 10 минут побледневший дирижер сообщает Ламаре, что партитура и ноты «Вальс Птиц» исчезли бесследно, и их нигде нет. Все остальные ноты были на месте, пропало только это произведение. Организаторам концерта пришлось выкатить на сцену рояль, и только таким образом смогла Ламара спеть этот удивительно красивый вальс. Вышеописанную историю певица не внесла в свою книгу «На волнах жизни», она сама чувствовала стыд за своих соотечественников, которые обрекли ее на полный провал.

Ламара Чкония «Вальс птиц» Вернёй

Жизнь творческого человека полна препятствий самого разного рода. В Западном мире во время спектакля, чтобы вести фото или видео съемку, нужно заплатить астрономическую сумму. Дочь и одна из первых учениц Ламары Чкония – Этери Ламорис, на заре своей карьеры должна была исполнить роль «Мюзетты» в Teatro Real Madrid (Королевский оперный театр Мадрида), но так как необходимой суммы, чтобы оплатить видеосъемку у нее тогда не было, ее супругу – Сергею пришлось пойти на хитрость. Он незаметно для всех пронес в гримерную видеомагнитофон, подсоединил его к телевизору, где передавали прямую трансляцию постановки и записал оперу «Богема» полностью. Фрагмент из этой оперы затем был размещен в сети.

Этери Ламорис в роли Мюзетты, Королевский оперный театр Мадрида


Tags: Ламорис Этери, Чкония Ламара, певцы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Две знаменитые симфонические поэмы Ф. Листа

    Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные…

  • Музыка для клавесина

    Чудесен голос клавесина, Как башмачок из хрусталя, Что потерялся ночью синей На торжестве у короля. В нем прелесть сказочного бала, Старинных…

  • Роберт Шуман. Симфония №1

    Симфонии Шумана преимущественно лиричны. Как и Мендельсон, он продолжает линию лирически-жанрового симфонизма Бетховена. Знаменательно, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments