barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Комитас

**
Певец, народом ты вскормлен,
воспринял песню от него ты,
о радости мечтал, как он,
его страданья и заботы
ты разделял в своей судьбе -
за то, как мудрость человечья,
с младенчества далось тебе
народа чистое наречье.

Егише Чаренц.


Фанос Терлемезян, Портрет Комитаса, 1913 год

Согомон Согомонян родился 26 сентября 1869 года в Кютахье, в музыкальной семье Геворка Согомоняна и Тагуи Ованнисян. Рано потеряв родителей (мать умерла в 1870, когда ребёнку исполнился год, а отец в 1880 году), воспитывался бабушкой со стороны отца.

В 1881 году священник Кутины Геворк Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой мальчика-сироту — на учёбу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран Согомон. Мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я не говорю по-армянски, если хотите — спою». И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн). Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время в совершенстве овладевает армянским языком.

В 1893 он завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, делает обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке. В 1894-95 гг. появляются в печати первые его записи народных песен и статья "Армянские церковные мелодии".

В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.

KOMITAS - Krunk

Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы — Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещает  университет Берлина — лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. Во время пребывания в Берлине он выступает с публичными лекциями, посвященными армянской народной и церковной музыке. Авторитет Комитаса как фольклориста-исследователя столь высок, что Международное музыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.

В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин и сразу разворачивает свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии (среди его учеников известный композитор Спиридон Меликян), создаёт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен. Серьёзно занимается также научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревается создать музыкальный эпос «Сасна црер» и продолжает работу над оперой «Ануш», которую начал ещё в 1904 году.

1 декабря 1907 года Комитас дал один из своих первых концертов, организованных Армянским обществом Парижа. Именно здесь он представил армянскую музыку и нотацию французскому музыкальному миру. Концерт был описан в журнале «Le Mercure Musicale», а вскоре после этого он начал получать множество приглашений выступить из Европы и Малой Азии. В Берлине Комитас стал одним из основателей Международного музыкального общества, будучи в котором он читал лекцию «Армянская духовная и светская музыка». После этого Комитас был приглашен представить свой доклад в парижский научный центр — Практическую школу высших исследований (École des Hautes Études).


Величайшие музыкальные достижения Комитаса были реализованы им в 1904-1914 годах. В течение этих лет он путешествовал по армянским деревням, наблюдая и слушая местных жителей, он записал более 4000 крестьянских песен, которые большей частью пыли потеряны во время геноцида армян. Из всех записанных им песен, после резни армян сохранилось и дошло до наших дней лишь 1500 произведений. Комитаса больше всего интересовало развитие народных песен. Он считал, что душу народа можно увидеть и понять лишь тогда когда люди танцуют. В его понимании ритм и движение давали представление о народе и о том что он пережил, а песня показывала интонацию языка. Как полагал Комитас, все они когда объединяются показывают истинную сущность людей.
Komitas - Tsirani Tsar

Стремление Комитаса к музыкальной педагогике не понравилось католикосу всех армян, последний счёл, что Комитас использовал церковную музыку для неправильных целей. В результате этого Комитас, не желая приносить в жертву свою работу, отказался от титула рукоположенного епископа. В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь.

Он думал, что там он найдет такую среду, которая поймет, защитит и поощрит его деятельность, и тут он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не удается осуществить это предприятие (впрочем, как и многие другие). Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.

В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан», который пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил своё время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижёр. Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был одарен большой силой воздействия на своих слушателей.

KOMITAS: Seven Songs for Piano

Seven Songs for Piano (1911)
1. I am a Girl, 00:12
2. I am Burning, I am Consumed, 01:12
3. Come Home, 02:32
4. I am Bringing Bread to the Plowmen, 03:42
5. The Moon behind the Mountain, 04:51
6. Tonight there's a Full Moon, 06:32
7. The Water Comes from the Mountain Top, 07:49
Hayk MELIKYAN, piano

Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс. В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!» В Константинополе Комитас не нашёл бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в Константинополе он был лишён и этого. Тем не менее, он продолжал напряженно работать. Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр — «Патараг» («Литургия»), написанный для мужского хора.


Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного музыкального общества он читает два доклада: «Армянская народная музыка» и «О старой и новой нотописи армянской духовной музыки», которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть дополнительный доклад на тему: «О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки».

KOMITAS (1869-1935)
Dances (1906)
1. Yerangi 00:11
2. Ounabi 02:57
3. Marali 04:32
4. Shushiki 06:03
5. Yet-araj 08:46
6. Shoror 10:56

Hayk MELIKYAN, piano


В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения людей. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира.


Комитас. 1915 год. Саркис Мурадян
В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось и его поместили в психиатрическую клинику. Гений армянской музыки нашёл своё последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.

22 октября 1935 года Комитас скончался.


Весной 1936 года его прах был перевезён в Армению и предан земле в Ереване. Сегодня Комитас покоится в Пантеоне деятелей культуры.

Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру.
Источник: wikipedia.Комитас

Tags: #Комитас, Комитас, армянские композиторы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments