barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Степан Дегтярев. Оратория "Минин и Пожарский, или освобождение Москвы"

https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post342265535/
Liudmila5591

Дегтярев Степан Аникиевич (1766 - 1813), композитор, дирижер; крепостной графа Н.П. Шереметева.







Родился в 1766 году в семье крепостного крестьянина малороссийской слободы Борисовки - вотчины Шереметевых, откуда в петербургский и московский шереметевские хоры крепостных традиционно набиралась основная часть юных музыкантов. В одном из графских распоряжений на этот счет (еще за 1738 год) читаем:

"В тамошних местах приискать трех человек хлопцев из черкас, которые могли б петь дискантом хорошими голосами, двух кобзистов, а одного скрипача". Зная по опыту, что крестьяне всячески будут уклоняться от выдачи своих детей на барские потехи, граф предписывает "обнадежить их, что будут они у нас содержаны во всякой милости и в награждении, дабы могли охотнее ехать".

Как раз ко времени рождения Дегтярева шереметевская капелла значительно увеличивается и совершенствуется. В эти же годы для нужд капеллы в Борисовке создается одна из первых в России особая певческая школа, которая выявляла хорошие детские голоса и давала юным хористам начальное музыкальное образование и певческие навыки. Выполняя один из подобных "заказов" для капеллы, вотчинное начальство остановило свой выбор на семилетнем Степане Дегтяреве, которому суждено было впоследствии возглавить хор крепостных Шереметева и сделать его образцом певческого исполнительства конца XVIII века, стать одним из крупнейших композиторов своего времени, автором первой русской оратории на национальный сюжет "Минин и Пожарский" и десятков концертов, ставших классическими.

В школе при домашнем театре в подмосковной усадьбе Кусково Дегтярев проявил себя чрезвычайно одаренным. Шереметевы дали ему лучшее по тем временам музыкальное и гуманитарное образование. Его учителями были крупнейшие музыканты, работавшие тогда в России - Джузеппе Сарти и Винченцо Манфредини. По мнению некоторых биографов, Шереметев посылал Дегтярева и в Италию.

После завершения обучения его назначили "учителем концертов" с фактическим исполнением обязанностей капельмейстера, музыкального руководителя хора и театра, музыкального редактора и композитора. К началу 1790-х годов Шереметевский хор состоял примерно из сорока человек, тщательным отбором которых занимался сам Дегтярев. Это была пора расцвета капеллы, ставшей при нем соперницей Придворной, которую возглавлял сам Бортнянский. Век спустя, анализируя творчество Дегтярева, С.В.Смоленский писал: "удивительна здесь (т.е. в хоре Шереметева) очевидность богатейших голосов, для которых писал Дегтярев, видна и отличная техника, к которой привык Дегтярев и которую он требовал от исполнителей своих произведений." Помимо богослужений в домашней церкви и выступлений в оперных спектаклях, хор вел активную концертную деятельность.

В конце 1790-х годов сын основателя капеллы Петра Борисовича Шереметева - Николай Петрович, некоторое время увлекавшийся искусством, стал охладевать к театру и капелле. Половина хористов была переведена в лакеи, дворовые или отправлена на родину, концерты практически прекратились.

Шереметев неоднократно (в 1802, 1803, 1809) обещал композитору вольную, однако после смерти графа конкретных указаний о вольной в завещании не содержалось. Дело было передано в Сенат; ожидая решения, Дегтярёв вернулся вМоскву. Ему был выдан временный паспорт, дававший право устраиваться на службу; жил при Странноприимном доме графа Шереметева (Большая Сухаревская площадь, 3).

После смерти Н.П.Шереметева (1809) совет по опеке малолетнего графа Дмитрия Николаевича и вовсе сократил хор до девяти человек, только для служб в домашней церкви. В капельмейстере Дегтяреве нужды не было... Ему назначили небольшую пенсию, оставив крепостным, выдали паспорт с правом самому заботиться о крове и содержании семьи. Для больного туберкулезом Дегтярева наступили годы борьбы за существование и удивительно плодотворного труда, завершившиеся блестящим успехом, всеобщим признанием и... нищетой.

По духовному завещанию графа Дегтярев получил волю, но остался без средств и, уезжая из владений графа, не мог нанять подводы, чтобы увезти свои вещи. Он сжег тогда все свои ноты и рукописи, вследствие чего до нас дошла лишь часть его сочинений, распространившихся в копиях по церковным хорам России. Общее число сохранившихся сочинений Дегтярева (главным образом, концертов) не превышает 60-ти; Дегтярев - автор первой русской оратории "Минин и Пожарский", на слова Н.Д. Горчакова, исполненной в первый раз в 1811 г. в Москве под личным управлением автора и имевшей огромный успех; повторена в 1818 г., при открытии памятника Минину и Пожарскому . Другие оратории Дегтярева: "Освобождение Москвы в 1812 г." и "Бегство Наполеона"; последняя осталась неоконченной. Две первые оратории изданы в Москве в последнее время. Дегтярев перевел с итальянского языка сочинение Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке" (Санкт-Петербург, 1805). Духовно-музыкальные сочинения Дегтярева написаны в полуитальянском стиле, весьма мелодичны, проникнуты настроением и свидетельствуют о музыкальном даровании. Дегтярев приобрел известность еще при жизни не только в России, но и за границей: о его сочинениях писали в европейских повременных изданиях. Он постоянно, однако, страдал от материальных невзгод и под конец жизни, чтобы иметь заработок, принял место регента у одного помещика Курской губернии.

Он умер 23 апреля 1813 года. Жена и трое детей его несколько лет фактически жили милостыней. Официальная вольная была дана 4 августа 1815, через 2 года после смерти композитора.

Шереметевская капелла пришла в упадок. Возрождать ее славу будет спустя двадцать лет Гавриил Ломакин, родившийся за год до смерти Дегтярева в той же слободе Борисовке.


"Современник Д. Бортнянского, ровесник Н. Карамзина, С. Дегтярев (или, как он сам подписывался, Дехтярев) занял в истории русской музыки заметное место. Автор многих хоровых концертов, уступавших, по мнению современников, лишь сочинениям Бортнянского, создатель первой русской оратории, переводчик и комментатор первого на русском языке универсального в своей широкоохватности труда по музыке (трактата В. Манфредини) - вот главные заслуги Дегтярева. В его сравнительно недолгой жизни сталкивались крайности - почет и унижение, служение музам и обслуживание хозяина: он был крепостным. Мальчиком его вывезли при наборе певчих из далекого от обеих столиц села Борисовка - вотчины Шереметевых, дали блестящее для крепостного образование, предоставив возможность, помимо прочего, посещать лекции в Московском университете и обучаться музыке у европейской знаменитости - Дж. Сарти, с которым, согласно легенде, он предпринял в целях совершенствования образования кратковременную поездку в Италию. Дегтярев был гордостью известного крепостного театра и капеллы Шереметевых в пору их расцвета, участвовал в концертах и спектаклях как хормейстер, дирижер и актер, выступал в главных ролях вместе со знаменитой Парашей Жемчуговой (Ковалевой), обучал пению, создавал для капеллы собственные сочинения. Добившись таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, он, однако, всю жизнь испытывал тяжесть своего крепостного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева. Обещанная и годами ожидавшаяся вольная была дана сенатом (поскольку после смерти графа не обнаружилось необходимых документов) лишь в 1815 году - через 2 года после смерти самого Дегтярева.

В настоящее время известны названия более 100 хоровых произведений композитора, из них обнаружено примерно две трети сочинений (в основном в виде рукописей). Вопреки обстоятельствам жизни Дегтярева, но в соответствии с господствовавшей эстетикой в них преобладает мажорный гимнический тон, хотя, быть может, особенно впечатляют моменты скорбной лирики. Композиторский стиль Дегтярева тяготеет к классицистскому. Величественная простота, продуманность и уравновешенность форм его произведений вызывают ассоциации с архитектурными ансамблями того времени. Но при всей сдержанности в них ощутима и трогательная чувствительность, навеянная сентиментализмом.

Самое известное сочинение композитора - оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811) - запечатлело настроения высокого общественного подъема, единения всего народа.

"... г-н Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе. Немногия музыкальныя произведения знаменитейших иностранных авторов приняты были с толикою похвалою от всей публики, как музыка г-на Дехтярева. Рукоплескания сопровождали почти каждый куплет ея. Оркестр состоял почти из 200 единственно русских музыкантов и певцов под управлением самого г-на Дехтярева. Величественные хоры с музыкою роговою, прекраснейшия арии, гармонические переходы тонов и мастерския фуги, из коих составлена оратория, утвердят навсегда славу г-на Дехтярева между его соотечественниками и даже в других государствах", - писал Гаврила Романович Державин после премьеры первой русской оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" Степана Аникеевича Дегтярёва.



СТЕПАН ДЕГТЯРЕВ

Оратория "Минин и Пожарский или освобождение Москвы"(фрагменты)

Акт 1 Вступление.




Дуэт "Когда расстанусь я с тобой"




Ария княгини Ольги "Везде любовь производила чудесны многия дела"




Трио "После страха, бурь военных"





Хор "Воскликнем, воскликнем славу Богу!".




Акт 3 Вступление.




Хор "Чти престол, законы, правду".






И так случилось, что оратория «Минин и Пожарский», написанная за два года до смерти композитора, стала не только вершиной его творчества, но, как уже было отмечено, и первой русской ораторией. И всё же в этом опусе музыкальных оперных новаций Россини, конечно же, еще не ощущается: величественность хоровых страниц оратории и ее виртуозные вокальные партии, скорее, — в духе Генделя. Однако в ансамблевых соборно-молитвенных фрагментах этой уникальной партитуры, исполняемых солистами, как раз и содержится то, что говорит о самобытной национальной самоидентификации: патриотизм, духовность и святость пустили в эту партитуру свои глубокие, истинно русские морально-психологические корни, при этом явив на свет совершенно удивительную гармонию и потрясающе многокрасочную мелодику.

«Величественные хоры с музыкою роговою, прекраснейшие арии, гармонические переходы тонов и мастерские фуги, из коих составлена оратория, утвердят навсегда славу г-на Дехтярёва между его соотечественниками и даже в других государствах», — далеко не безосновательно полагал всё тот же Державин.

Уже после победы в Отечественной войне 1812 года и после смерти композитора высочайшим царским повелением оратория Степана Дегтярёва была включена в программу торжеств, посвященных открытию 20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса. Это исполнение состоялась в Благородном собрании силами музыкантов императорского оркестра и всех полков гвардии, московских театральных артистов и хора придворных певчих.

Впоследствии оратория Дегтярёва исполнялась только фрагментарно, и лишь в конце XX века она прозвучала полностью (правда, без участия рогового оркестра), а ее партитура впервые была опубликована лишь в 2006 году, то есть спустя 195 лет после создания!

Сейчас происходит возрождение интереса к творчеству Дегтярева, и многим, думается, еще предстоит открыть для себя этого мастера.

4 ноября 2012 года, в День народного единства, в Московском Доме музыки прозвучала оратория "Минин и Пожарский или освобождение Москвы".Исполнили московский камерный оркестр Musica viva, хоровой ансамбль и российский роговой оркестр .

http://www.belcanto.ru/12111902.html
http://www.aveclassics.net/news/2012-08-21-3097


Tags: #Дегтярев, #композиторы, #оратория, Дегтярев Степан, композиторы, оратория
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments