barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

2 декабря - День памяти русского композитора Петра Петровича Булахова

https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post250544237/
nadia_obo

728 (548x700, 141Kb)

































Предположительно, портрет актёра Петра Александровича Булахова, отца композитора, 1793–1835.

Жизнь и творчество известного автора многих романсов, широко исполнявшихся во второй половине прошлого века и популярных поныне, до сих пор не исследованы. Композитор и вокальный педагог, Булахов принадлежал к славной артистической династии, ядро которой составляли отец Петр Александрович и его сыновья, Петр и Павел.

Петр Александрович и его младший сын Павел Петрович были известными оперными певцами, первыми тенористами, отец - московской а сын - петербургской оперы. А так как оба они еще и сочиняли романсы, то при совпадении инициалов, в особенности у братьев - Петра Петровича и Павла Петровича, - со временем произошла путаница в вопросе о принадлежности романсов перу одного из троих Булаховых.

Фамилию Булахов прежде произносили с ударением на первом слоге - Б у лахов, подтверждением чему может служить стихотворение поэта С. Глинки Петру Александровичу Булахову, в котором воспевается талант и мастерство прославленного артиста:

Булахов! Ты сердце знаешь,
Из него ты извлекаешь
Голос сладостный - души.

На правильность именно такого произношения указывала внучка Петра Петровича Булахова, Н. Збруева, а также советские историки музыки А. Оссовский и Б. Штейнпресс.


Петр Александрович Булахов-отец был одним из лучших певцов России 1820-х гг. ... Это был искуснейший и образованнейший певец, когда-либо являвшийся на русской сцене, певец, о котором итальянцы говорили, что если б он родился в Италии и выступил на сцену в Милане или Венеции, то убил бы все до него известные знаменитости, - вспоминал Ф. Кони.



Присущее ему высокое техническое мастерство соединялось с теплой задушевностью, особенно в исполнении русских песен. Постоянный участник московских постановок опер-водевилей А. Алябьева и А. Верстовского, он был первым исполнителем многих их произведений, первым интерпретатором знаменитой кантаты Верстовского 'Черная шаль' и прославленного алябьевского 'Соловья'.



Петр Петрович Булахов родился в Москве в 1822 г., чему, однако, противоречит надпись на его могиле на Ваганьковском кладбище, согласно которой датой рождения композитора следовало бы считать 1820 г. Те скудные сведения о его жизни, которыми мы располагаем, рисуют картину тяжелую, безрадостную. Сложности семейной жизни - композитор состоял в гражданском браке с Елизаветой Павловной Збруевой, которой ее первый муж отказался предоставить развод, - усугублялись длительной тяжелой болезнью.

Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший, в минуты вдохновения он продолжал сочинять. Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами, - вспоминала его дочь Евгения. В 70-х гг. семью постигло большое несчастье: однажды зимой, под вечер, пожар уничтожил дом, в котором они жили, не пощадив ни нажитого имущества, ни сундука с рукописями не изданных еще произведений Булахова.

...Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца, - писала в своих воспоминаниях Е. Збруева. Последние годы жизни композитор провел в имении графа С. Шереметева в Кусково, в домике, который в артистической среде получил название Булашкиной дачи . Здесь он и скончался. Хоронила композитора Московская консерватория, которую в те годы возглавлял Н. Рубинштейн.



Несмотря на тяготы и лишения, жизнь Булахова была наполнена радостью творчества и дружеского общения со многими видными деятелями искусства. Среди них были Н. Рубинштейн, известные меценаты П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Шереметев и др.

Популярность булаховских романсов и песен во многом была обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения. Характерные интонации русской городской песни и цыганского романса переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы; плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко распространенными в то время ритмами полонеза и вальса.

Вплоть до наших дней сохранили свою популярность элегия 'Не пробуждай воспоминаний' и лирический романс в ритме полонеза 'Гори, гори, моя звезда' , романсы в стиле русских и цыганских песен 'Тройка' и 'Не хочу!'

Однако над всеми жанрами вокального творчества Булахова господствует стихия вальса.

Вальсовыми оборотами насыщена элегия 'Свидание', лирический романс 'Я тебя с годами не забыла', ритмы вальса пронизывают лучшие сочинения композитора, достаточно вспомнить популярные по сей день 'И нет в мире очей', 'Нет, не люблю я вас!', 'Прелестные глазки', 'Вот на пути село большое' и др.



Общее количество вокальных произведений П. П. Булахова до сих пор неизвестно. Это связано как с печальной участью большого количества сочинений, погибших во время пожара, так и с трудностями в вопросе установления авторства Петра и Павла Булаховых.



Однако, те романсы, принадлежность которых перу П. П. Булахова бесспорна, свидетельствуют о тонком ощущении поэтической речи и щедром мелодическом таланте композитора - одного из самых ярких представителей русского бытового романса второй половины XIX в.


Tags: #Булахов, #романс, Булахов, романс, русские композиторы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment