barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Романс

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post227720894/

РОМАНС

Термин «романс» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке.

В России первыми образцами романса можно считать канты, распространенные уже в конце XVII в. А в XVIII в. стихи наиболее известных русских поэтов — А. П. Сумарокова, А. Ф. Мерзлякова, М. В. Ломоносова — сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Назывались такие произведения российскими песнями. Да,  романс вырос из песни. Городская лирическая любовная песня XVIII века стала основой, лучше сказать истоком русского романса.

Чем же отличается романс от песни? Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести, особенно если речь идет о ранних романсах. Но, как правило, в романсе мы слышим более тесную, детальную связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы. Так, в лирическом романсе М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина слова:

Шли годы. Бурь порыв мятежный ' Рассеял прежние мечты..

выделены энергичными интонациями голоса, активным движением в партии фортепьяно. Глинка подчеркнул интонационно даже такую миниатюрную, но важную деталь, как слово «слезы» в последней строке:

И жизнь, и слезы, и любовь.

Основной признак романса — более детальная связь слова и музыки — определяет собой и другие.

Например, большую содержательность, образность партии фортепьяно, перерастающей из сопровождения голоса в равноправного участника ансамбля.

Начало расцвета романса — первая половина XIX в. Это период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическим жанрам,, выражающим мир личных переживаний человека ( Романтизм). Благодаря своей задушевности, искренности и мелодической красоте лучшие произведения Глинки и его современников распевались по всей России, а некоторые стали народными песнями: «Вдоль по улице метелица метет» А. Е. Варламова; «Однозвучно гремит колокольчик» А. Л. Гурилева .


Иногда романс выходит за пределы лирики, приобретая драматизм и приближаясь к оперной арии. Таковы некоторые романсы П. И. Чайковского («День ли царит», «Серенада Дон Жуана»).

 А вокальные произведения М. П. Мусоргского трудно даже назвать романсами: это живые музыкальные портреты, передающие облик и характер конкретных персонажей («Семинарист», «Сиротка», «Озорник»).

Традиции классического романса продолжаются в творчестве советских авторов: А. Н. Александрова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, Г. В.. Свиридова, Б. Н. Лятошинского, О. В. Тактакишвили.

Так из одно жанра песни появился другой жанр романс. Песенный жанр в музыке тоже не стоял на месте а активно развивался. Сейчас песни народные, авторские - это большое и интересное направление в музыке.

[url=http://www.muzzal.ru/romans.htm]Источник[/url]

Tags: романс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments