barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Поэма для скрипки с оркестром. Эрнест Шоссон

A-Ernest_Chausson_1 (253x337, 38Kb)***
Эрнест Шоссон
(21 января 1855—10 июня 1899) — французский композитор и музыкальный деятель. В Парижской консерватории был учеником Массне; посещал одновременно органный класс Сезара Франка, от которого много почерпнул и как композитор. Пользовался творческими советами композитора, органиста, дирижёра и педагога Венсана Д'Энди, был близким другом Дебюсси. Будучи очень богатым и респектабельным человеком, Шоссон во многом явился связующим звеном между противоборствующими музыкальными группировками Парижа конца XIX века. Как убеждённый вагнерист, он противостоял самым рьяным противникам прогресса Академии и поддерживал в лице Дебюсси и Сати зарождающиеся новаторские течения, такие как импрессионизм.

Эрнест Шоссон прожил недолгую жизнь и написал не так много сочинений, но оставил по себе добрую память и занял прочное, совершенно особенное место в истории французской музыки.

Эрнест Шоссон написал очень мало оркестровой музыки — всего четыре партитуры. Наиболее известной и исполняемой из них является драматичная Поэма для скрипки с оркестром, ор. 25 (1896 год), которая заняла прочное место в скрипичном репертуаре и вообще является на данный момент самым исполняемым произведением Шоссона. Она написана под впечатлением от повести И. Тургенева "Песнь торжествующей любви".

Тонкий лиризм, подёрнутый меланхолией, при ярких вспышках драматизма, изысканность гармонических средств выразительности более всего свойственны его музыке.


Olivier Charlier violon, Orchestre National de Lorraine dir. Jacques Mercier

Крупное состояние, общительный лёгкий нрав, связи в высших кругах и удачная женитьба  определяют положение Эрнеста Шоссона в музыкальном и художественном бомонде Франции.

Chausson_et_epouse (280x440, 10Kb)
Эрнест Шоссон со своей женой, конец 1880-х. (фото из Википедии)

Почти все его произведения немедленно публикуются в крупнейшем музыкальном издательстве Парижа. Начиная с 1886 года — и вплоть до своей смерти в 1899 году, Шоссон (вместе с Венсаном д’Энди) занимает место секретаря, а затем и генерального секретаря Национального Совета Музыки. Он активно пользуется своими связями и положением, чтобы помогать своим друзьям по кружку Франка занять места и должности в культурной элите.

655px-Debussy_(salon_d\'Ernest_Chausson)_1893 (655x599, 166Kb)
Дебюсси в салоне Эрнеста Шоссона играет оперу «Борис Годунов» Мусоргского. 1893 год. (Шоссон стоит за Дебюсси)

Его блестящий буржуазный артистический салон еженедельно посещают такие знаменитости, как композиторы Анри Дюпарк, Габриэль Форе, Клод Дебюсси, и Исаак Альбенис, скрипач Эжен Изаи, певица Полина Виардо, пианист Альфред Корто-Дени, поэт Стефан Малларме, писатель Иван Тургенев, и художник Клод Моне. В эти годы Шоссон также положил начало своей крупной коллекции живописи, включающей в основном картины виднейших французских импрессионистов.

Именно в эти годы Шоссон пишет самые яркие и значительные свои сочинения. В своих произведениях он был чужд крайностей и эмоциональных всплесков, неизменно отдавая предпочтение глубокому лиризму, изысканности выражения и отточенной форме.


Tags: #Шоссон, Шоссон, поэма для скрипки с оркестром, французские композиторы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Две знаменитые симфонические поэмы Ф. Листа

    Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные…

  • Музыка для клавесина

    Чудесен голос клавесина, Как башмачок из хрусталя, Что потерялся ночью синей На торжестве у короля. В нем прелесть сказочного бала, Старинных…

  • Роберт Шуман. Симфония №1

    Симфонии Шумана преимущественно лиричны. Как и Мендельсон, он продолжает линию лирически-жанрового симфонизма Бетховена. Знаменательно, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments