barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Балет Джорджа Баланчина «Драгоценности»

https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post331600773/
Liudmila5591


Морис Бежар «Баланчин ... перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II»


«Драгоценности»— один из самых любимых в России балетов Баланчина. Что неудивительно: ведь кульминацией балета становится близкая нашим артистам тема русской классической школы, из недр которой вышел и американец Баланчин, величайший хореограф XX века.

Премьера состоялась 13 апреля 1967 года в «Стейт тиэтр» в Нью-Йорке.

Балет в трёх частях.

I часть — «Изумруды» на музыку Габриэля Форе («Пеллеас и Мелизанда»; «Шейлок»);

II часть — «Рубины» на музыку Игоря Стравинского (Каприччио для фортепиано с оркестром);

III часть — «Бриллианты» на музыку Петра Чайковского (Третья симфония, II, III, IV и V части).

Джордж Баланчин, он же Георгий Мелитонович Баланчивадзе ( 1904— 1983) , родился в Петербурге, учился в знаменитом Театральном училище (ныне Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой), работал в Мариинском театре — и только в 1924 году уехал за границу, где сперва были «Русские балеты» Дягилева, а потом — tabula rasa «безбалетной» тогда Америки. Гражданин мира, он легко входил в новые культурные пространства, но школу свою чрезвычайно ценил, и именно сплав этой классической школы со свободным и модернистским мышлением лег в основу его творчества. И «Драгоценности» — одна из точек пересечения его наследия с русской школой.

Вместе с тем для самого Баланчина этот балет не совсем обычен.

Во-первых, он слишком конкретен. Не сюжет, нет (Баланчин, конечно, и здесь остается апологетом бессюжетного балета, чистого танца), хотя вполне материальные образы лежат в его основе. В 1967 году Баланчин, который уже тридцать лет последовательно подводил публику к восприятию чистого танца, доведенного до той степени условности, какая есть лишь у музыки, ставит балет про драгоценные камни, в духе самых архаичных аллегорий! И еще рассказывает трогательную историю о том, как Натан Мильшейн, его приятель и великий скрипач, познакомил его, Баланчина, с ювелиром Клодом Арпельсом, и как он, Баланчин, восхитился его коллекцией «потрясающих камней», и как решил непременно поставить балет «про камни» (точнее, балет в костюмах, украшенных изумрудами, рубинами и бриллиантами, на музыку Форе, Стравинского и Чайковского). И невинно добавляет: «Я ведь грузин, я люблю красоту!» Ну, а в словах про то, что от мысли о четвертой части (сапфиры и Шёнберг) он отказался лишь потому, что «цвет сапфиров трудно воспроизвести на сцене», лукавую улыбку Баланчину уже не скрыть.



Он обожал такие маленькие мистификации и этот легкомысленный тон, которым намеренно опрощал суть своих блистательных сочинений — потому, вероятно, что вообще не считал нужным выражать ее в слове. Но полагалось писать комментарий — и вот он то сравнивал работу хореографа с искусством шеф-повара, то придавал обязательному synopsis (краткому содержанию) своих балетов нарочито наивную интонацию.


Например, писал вот так: «Затем идет вариация солистки на легкую, приподнятую музыку. За ней следует танец другой солистки». Или вот так: «Просто мы со Стравинским решили использовать эту музыку, приспособив ее для ведущей пары танцовщиков, солистки и кордебалета девушек и юношей».

На самом деле все эти камни, и этот цвет, и связанная с ними символика подтолкнули Баланчина к созданию сложнейшего по форме и легчайшего по ощущению виртуозного опуса.

«Драгоценности» состоят из трех частей: изумруды — зеленая, рубины — красная и бриллианты — белая. Баланчин здесь, как никогда, упоен возможностями трехчастной формы: три части на музыку трех более чем разных композиторов автономны настолько, что их нередко дают как отдельные балеты, и в то же время они так объединены общим замыслом, что подлинный объем получают только в целостном варианте. Даже костюмы — длинные тюники романтизма в «Изумрудах», коротенькие юбочки «Рубинов» и классические пачки «Бриллиантов», сведенные вместе, обнажают множество смысловых слоев: три культуры, три балетных эпохи, три облика и три типа балерины.


Про «Изумруды» Баланчин написал, что если эта часть что-либо изображает, то это могут быть его воспоминания о Франции: «Франции элегантности, комфорта, моды и духов»... Однако никакого комфорта и моды там нет, а есть нежная танцевальная ткань, танцевальные отклики на неясные зовы музыки Форе и, между прочим, реминисценции из русских классических балетов. Как знать, может, здесь преломился образ самой его парижской юности, еще переполненной русской и детской памятью? Хотя с дерзким молодым Баланчиным скорее ассоциируются «Рубины».



«Рубины», вторая часть, выглядят энергичным контрастом первой. Они поставлены остро, весело, артистично, с пикантной нотой иронии. Баланчин здесь вступает, как в азартную игру, в диалог и веселое соперничество со Стравинским: собственно, эта пикировка хореографии с музыкой и есть внутренний сюжет «Рубинов». Но и конкретная образность тут тоже есть: хоть Баланчин и уверяет, что вовсе не имел в виду образ Америки, конечно, он тут читается довольно явно — Америки джазовой, спортивной, и жизнелюбивой.

«Бриллианты» же — это, конечно, русская часть, и дело здесь не только в Чайковском. Это царственный образ петербургского академического балета, это образ венца, вершины — и одновременно полный восхищения и поклонения его портрет, созданный тем, кто давно уже стал великим американцем.

Инна Скляревская






ПРОГРАММА "БАЛ"(РАДИО "ОРФЕЙ")

«Драгоценности» – три «сверкающие» балетные миниатюры великого Джорджа Баланчина на музыку Габриэля Форе, Игоря Стравинского и Петра Ильича Чайковского. Итак, в фокусе программы «Бал» – «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты»…

Балет «Драгоценности» был создан зрелым мастером в 1967 году для New York City Ballet и в течение десятилетий монопольно исполнялся только в США. Несколько лет назад это произведение было разрешено фондом Баланчина к постановке в России. В 1999 состоялась премьера балета в Мариинском театре. А в конце 2010 года в Большом театре был поставлен одноактный спектакль «Рубины», представляющий собой среднюю часть трехактного балета. В 2012 году Большой театр, наконец, предложил полную версию этого хореографического шедевра. Партнером постановки стала всемирно известная ювелирная компания Van Cleef & Arpels, которая, как рассказывает история, имеет непосредственное отношение к рождению данного балета. Говорят, что идея создания «Драгоценностей» пришла в голову Баланчина после посещения магазина этой фирмы. Сам Баланчин хорошо разбирался в драгоценных камнях и потому умело построил танец на преломлениях цвета в камнях ювелирной огранки и выдающейся музыке, изначально не предназначавшейся для балета.

А для авторов программы «Бал» знаменитый балет – это еще и повод поговорить о драгоценных камнях – в природе, науке, медицине и ювелирном искусстве.

Мало в мире найдется людей, способных оставаться равнодушными при виде уникального творения природы – драгоценного камня. Сколько завораживающих эпитетов посвящено каждому из них! Ослепительные, таинственные, манящие, роскошные, потрясающие, очаровательные, сводящие с ума… Один вид сверкающего в лучах солнца алмаза, нежно переливающегося изумруда, таинственно мерцающего рубина заставляет сердце биться чаще. Драгоценные камни неотделимы от истории человеческого рода, зачастую трагической и кровавой. В то же время они веками вдохновляли поэтов, писателей, художников, скульпторов. С самых древних времен драгоценным камням предписывались различные чудодейственные лечебные и мистические свойства. При помощи драгоценных камней предсказывали судьбу, связывались с миром духов, а средневековые алхимики использовали их в своей магической практике. За каждым из драгоценных камней и минералов в истории тянется длинный след из легенд, преданий и мифов…








[flash=200,20,http://flash-mp3-player.net/medias/player_mp3_maxi.swf?mp3=%20http%3A//www.fonotron.ru/upload/radio/bal_dragocennosti_21082012_128.mp3&showstop=1&showvolume=1&bgcolor=8500eb&bgcolor1=eb52ff]


ведущие Ирина Кленская, Алексей Пензенский








Tags: #Баланчин, #балет, Баланчин, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments