barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Божественная и земная Анна Павлова

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post246669257/
Томаовсянка



Портрет Анны Павловой в балете Сильфиды. Художник Сорин Савелий

"Она не танцевала...  А просто летала по воздуху..."



– так сто лет назад петербургская газета «Слово» написала о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Она прославила русский балет по всему миру, превратившись в легенду еще при жизни. Каждое выступление балерины пробуждал в душах зрителей целый мир мыслей, эмоций – и радостных, и горестных, но всегда поэтичных и возвышенных.

 Легендарная русская танцовщица Анна Павлова родилась в Петербурге 31 января 1881 года. В возрасте 10 лет она поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, закончила его в 1889 году и была зачислена в труппу Мариинского театра. На выпускном спектакле выступила в партии Дочери дворецкого в специально поставленном Гердтом балете "Мнимые дриады".






Имя Анны Павловой до сих пор обладает огромной притягательной силой. Окруженная ореолом слухов, сплетен и недомолвок, недолгая стезя внезапно скончавшейся в 1931 году в Гааге русской балерины до сих пор будоражит умы. Что гнало ее по свету? Что заставляло ее отправляться в бесконечные турне? Выходить на сцену больной, на грани обморока? Наверное, не деньги. Это было бы слишком просто.



Лиза «Тщетная предосторожность». Мариинский театр


Неуспокоенность таланта? Предчувствие безвременного конца? Казалось, она все время куда-то спешила, боялась чего-то не успеть, не высказать, не дотанцевать, не смея взглянуть в лицо неумолимо приближающейся старости...



Жизель в балете «Жизель» (2-й акт). Мариинский театр






































А. Павлова — Армида. В.Нижинскии — раб «Павильон Армиды». Мариинский театр



Тростинка, девушка, лоза
И вдохновенные глаза,
Как песню дивную поёте
В движеньях легких и в полете...

Вся жизнь, как сказка и мечта,
Что созидает красота
В стремленьи вечном к совершенству,
Уподобясь беспечно детству

В игре на сцене бытия,
Когда арена - вся Земля...
Принцесса, фея в высшем мире
Предстала на весеннем пире

Цветов и юности в цвету,
Влюбленной в красоту.

Пётр Ким

Облик удивительный, балерина из балерин, жизнь ее - как сказка из новых времен, как она сама воспринимала свою жизнь, исполненную грез, труда и славы самой ослепительной, как сказку, которая пригрезилась девочке, впервые увидевшей балетный спектакль, а именно «Спящую красавицу»...



Принцесса Флорина «Спящая красавица». Мариинский театр


«В этот именно вечер впервые появилась перед публикой воспитанница Павлова, и в этот же вечер она впервые обратила на себя общее внимание. Тоненькая и стройная, как тростинка, и гибкая, как она же, с наивным личиком южной испанки, воздушная и эфемерная, она казалась хрупкой и изящной, как севрская статуэтка. Но иногда она принимала аттитюды и позы, в которых чувствовалось что-то классическое, и если бы одеть ее в эти моменты в античный пеплум, то получилось бы большое сходство с одной из figurine de Tanagra». Так писал балетный критик Валериан Светлов.



А. Павлова — Вероника, М. Фокин— Амин «Египетские ночи». Мариинский театр


«С самого начала ее сценической деятельности необыкновенное чувство позы и равновесия обеспечивало ей блестящее исполнение адажио. Па де буре на пуантах через всю сцену она выполняла так стремительно и плавно, что, казалось, плыла в воздухе.

 Описать ее танец или тем более выразить в словах ее мастерство - невозможно.

Трагическая история любви Анны Павловой


Пожалуй, лучше всех об этом сказала вскоре после смерти Павловой Карсавина: "...многие балерины удовлетворяются тем, что нравятся публике блеском и бравурностью исполнения. Павлова же завоевывала сердца своей неподражаемой грацией, утонченностью, каким-то не поддающимся описанию волшебством, какой-то одухотворенностью, присущей только ей одной..."




Трагическая история любви Анны Павловой


Танцовщик дягилевской труппы Сергей Лифарь писал: «Парижский сезон 1924 года был особенно богатым и блестящим в музыкальном и театральном отношениях. Одним из самых сильных и значительных парижских впечатлений был спектакль Анны Павловой. Когда появилась на сцене Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару. Я увидел в Анне Павловой не танцовщицу, а ее гения, склонился перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — я увидел откровение неба и не был на земле... Но в течение спектакля я бывал то на небе, то на земле: то божественные жесты Анны Павловой заставляли меня трепетать от благоговейного восторга, то минутами я видел в ее игре-танце какую-то неуместную излишнюю игривость...




Ч. Чаплин и  А. Павлова



Слева направо: И. Москвин, К. Станиславский, Ф. Шаляпин, В. Качалов, С. Сорин.
На заднем плане портрет А. Павловой работы С. Сорина



Tags: Павлова, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments