barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Лео Делиб

https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post262218158/
Annakraj

Лео Делиб

Лео Делиб (Léo Delibes)

ДЕЛИБ (Delibes) (Клеман Филибер) Лео (21 II1836, Сен-Жермендю-Валь,Сарта - 16 I1891, Париж)

Такого изящества, такого богатства мелодий и ритмов, такой превосходной инструментовки еще никогда не бывало в балете.

П. Чайковский

Среди французских композиторов XIXв. творчество Л. Делиба выделяется особой чистотой французского стиля: его музыка лаконична и красочна, мелодична и ритмически гибка, остроумна и искренна. Стихией композитора был музыкальный театр, а его имя стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке XIXв.

Делиб родился в музыкальной семье: его дед Б. Батисте был солистом парижского театра Opera-Comique, а дядя Э. Батисте - органистом, профессором Парижской, консерватории. Начальное музыкальное образование будущему композитору дала мать. Двенадцатилетним подростком Делиб приехал в Париж и поступил в консерваторию в класс композиции А. Адана. Одновременно он занимался у Ф. Ле Купе по классу фортепиано и у Ф. Бенуа по классу органа.

Профессиональная жизнь молодого музыканта началась в 1853 г. с должности пианиста-концертмейстера в Лирическом оперном театре (TheatreLyrique). Формирование художественных вкусов Делиба во многом определилось эстетикой французской лирической оперы: ее образным строем, насыщенной бытовыми мелодиями музыкой. В это время композитор "много сочиняет. Его привлекает музыкально-сценическое искусство - оперетты, одноактные комические миниатюры. Именно в этих сочинениях оттачивается стиль,развивается мастерство точной, лаконичной и меткой характеристики,красочного, ясного, живого музыкального изложения, совершенствуется театральная форма.



В середине 60-х гг. молодым композитором стали интересоваться музыкально-театральные деятели Парижа. Его приглашают работать вторым хормейстером в GrandOpera(1865-1872). Тогда же он пишет совместно с Л.Минкусом музыку балета «Ручей» и дивертисмент «Путь, усыпанный цветами» к балету Адана «Корсар». Эти произведения, талантливые и изобретательные,принесли Делибу заслуженный успех. Однако следующее сочинение композитора GrandOpera приняла к постановке только через 4 года. Им стал балет«Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» (1870, по новелле Т. А. Гофмана«Песочный человек»). Именно он принес Делибу европейскую популярность и стал рубежным произведением в его творчестве. В этом сочинении композитор проявил глубокое понимание балетного искусства. Его музыке свойственны лаконизм выражения и динамика, пластичность и красочность, гибкость и четкость танцевального рисунка.

Известность композитора упрочилась еще более после создания им балета«Сильвия» (1876, по драматич. пасторали Т. Тассо «Аминта»). П. Чайковский писал об этом сочинении: «Я слышал балет "Сильвия" Лео Делиба. Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое»!



Широкую популярность снискали и оперы Делиба: «Так сказал король»(1873), «Жан де Нивель» (1880), «Лакме» (1883). Последняя явилась самым значительным оперным произведением композитора. В «Лакме» развиты традиции лирической оперы, которые так привлекали слушателей в лирико-драматических произведениях Ш. Гуно, Ж. Визе, Ж. Массне, К. Сен-Санса. Написанная на ориентальный сюжет, в основу которого положена история трагической любви индийской девушки Лакме и английского солдата Джеральда, эта опера насыщена правдивыми, реалистическими образами. Самые выразительные страницы партитуры произведения посвящены раскрытию душевного мира героини.

Наряду с композицией Делиб много внимания уделял преподавательской деятельности. С 1881 г. он был профессором Парижской консерватории.Доброжелательный и отзывчивый человек, мудрый педагог - Делиб оказывал большую помощь композиторской молодежи. В 1884 г. он стал членом Академии изящных искусств Франции. Последним сочинением Делиба оказалась опера«Кассия» (незаконч.). Она еще раз доказала, что композитор никогда не изменял своим творческим принципам, утонченности и изяществу стиля.

Наследие Делиба сосредоточено в основном в области музыкально-сценических жанров. Им написано свыше 30 произведений для музыкального театра: 6 опер, 3 балета и множество оперетт. Наибольших творческих высот композитор достиг в области балета. Обогатив балетную музыку широтой симфонического дыхания, цельностью драматургии, он проявил себя как смелый новатор. Это отмечали и критики того времени. Так, Э.Ганслику принадлежит высказывание: «Он может гордиться тем, что первымразвил драматическое начало в танце и в этом превзошел всех своихсоперников». Делиб был прекрасным мастером оркестра. Партитуры его балетов,по выражению историков, это «море красок». Композитор воспринял многиеприемы оркестрового письма французской школы. Его оркестровку отличаетпристрастие к чистым тембрам, множество тончайших колористических находок.


Делиб оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие балетного искусства не только во Франции, но и в России. Здесь достижения французского мастера нашли продолжение в хореографических сочинениях П. Чайковского и А.Глазунова.

/И. Ветлицына/

http://www.belcanto.ru/delibes


Tags: #Делиб, Делиб, французские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments