barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Великие вокалисты: Зара Долуханова

https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post265708010/
nadia_obo

zara-dolukhanova (375x411, 29Kb)

Зара Александровна Долуханова (р. 1918) - армянская певица (меццо-сопрано). Родилась 15 марта 1918 года в Москве. Отец - Макарьян Агаси Маркович. Мать - Макарьян Елена Гайковна. Сестра - Дагмара Александровна. Сыновья: Долуханян Михаил, Ядров Сергей. Внуки: Александр, Игорь.

Мать Зары обладала редким по красоте голосом. Она занималась пением у А.В.Юрьевой, известной в прошлом солистки, соратницы и друга А.В.Неждановой, а фортепианному искусству ее обучала  юная в те годы В.В.Барсова, в будущем примадонна Большого театра. Отец был инженером-механиком, обожал музыку,  овладел игрой на скрипке и фортепиано, был флейтистом любительского симфонического оркестра. Таким образом, обе дочери талантливых родителей, Дагмара и Зара, с первых дней жизни существовали в атмосфере, насыщенной музыкой, с ранних лет приобщались к подлинной музыкальной культуре. С пяти лет маленькая Зара стала брать уроки игры на фортепиано у О.Н.Карандашевой-Яковлевой, а в десятилетнем возрасте поступила в детскую музыкальную школу имени К.Н.Игумнова. Уже на третьем году обучения под руководством своего педагога С.Н.Никифоровой играла сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена, прелюдии и фуги Баха. Вскоре Зара перешла в скрипичный класс и через год стала студенткой музыкального техникума имени Гнесиных, в котором проучилась с 1933 по 1938 год.

В музыкальном техникуме ее наставником стал незаурядный мастер, воспитавший целую плеяду известных скрипачей-лауреатов, Петр Абрамович Бондаренко, профессор института имени Гнесиных и консерватории. Наконец, шестнадцатилетняя Зара, приобщившись поначалу к двум инструментальным профессиям, нашла свою главную стезю. Заслуга в этом камерной певицы и педагога В.М.Беляевой-Тарасевич. Педагог, опираясь на красиво звучавшие грудные ноты, определила ее звук как меццо-сопрано. Занятия с Верой Мануиловной помогли голосу будущей певицы окрепнуть, заложили прочную основу для дальнейшего интенсивного развития.

Годы учебы Зары в музыкальном техникуме совпали с расцветом отечественной композиторской и исполнительской школы. В консерватории и Колонном зале Дома союзов наряду с отечественными артистами выступали зарубежные знаменитости, мастеров старшего поколения сменяли юные лауреаты, в будущем соратники певицы. Но покуда, в 30-е годы, она и не помышляла о профессиональной сцене и отличалась от своих коллег - начинающих студентов неужели что большей работоспособностью и серьезностью, неуемной жаждой новых впечатлений. Из отечественных певцов Заре в те годы были ближе всего Н.А.Обухова, М.П.Максакова, В.А.Давыдова, Н.Д.Шпиллер, С.Я.Лемешев. Недавняя инструменталистка, юная Зара черпала богатые эмоциональные впечатления и на концертах скрипачей, пианистов, камерных ансамблей.



Профессиональное становление Зары Александровны, увеличение и совершенствование ее мастерства были связаны уже не с учебным заведением. Не окончив техникума, она уехала в Ереван по причинам личного характера - встреча с Александром Павловичем Долуханяном, молодым, красивым, талантливым, влюбленность и замужество  изменили обыкновенный житейский темп аккуратной, старательной студентки. Учеба была прервана незадолго до выпускных экзаменов. Долуханян взял на себя функции педагога-вокалиста и убедил супругу в предпочтительности семейного варианта "консерватории", тем больше, что он был мужчина в высшей степени компетентный в вокально-технологических вопросах, умевший и любивший заниматься с певцами, да к тому же эрудит, музыкант крупного масштаба, всегда уверенный в своей правоте. Он окончил как пианист Ленинградскую консерваторию, а в 1935 году ещё и аспирантуру у С.И.Савшинского, авторитетнейшего профессора, руководителя кафедры, а вскоре позже женитьбы стал совершенствоваться по композиции у Н.Я.Мясковского. Уже в Ереване, ведя в консерватории фортепианный и камерный классы, Долуханян  концертировал в ансамбле с молодым Павлом Лисицианом. Зара Александровна вспоминает тот самый отрезок времени жизни, отданный творчеству, накоплению мастерства, как успешный и плодотворный.

С осени 1938 года в Ереване певица  приобщилась к театральной жизни и ощутила лихорадочную атмосферу подготовки к декаде армянского искусства в Москве, переживая за своих родственников - участников форума: ибо на год раньше ее брака с Долуханяном замуж за восходящую звезду армянской сцены - баритона Павла Лисициана - вышла старшая сестра Дагмара. Обе семьи в полном составе в октябре 1939 года отправились в Москву на декаду. А вскоре и сама Зара стала солисткой Ереванского театра.



Долуханова выступала в роли Дуняши в "Царской невесте", Полины в "Пиковой даме". Обе оперы шли под руководством дирижера М.А.Тавризиана, художника строгого и взыскательного. Участие в его постановках - серьезное опробование, начальный экзамен на зрелость. После небольшого перерыва, связанного с рождением ребенка и проведенного с мужем в Москве, Зара Александровна вернулась в Ереванский театр, это было в самом начале войны, и продолжила работу над оперными партиями меццо-сопранового репертуара. Музыкальная жизнь столицы Армении в то время протекала с большой интенсивностью за счет выдающихся музыкантов, эвакуированных в Ереван. Молодой певице было у кого обучаться, не замедляя своего творческого роста. За немного сезонов работы в Ереване Зара Долуханова подготовила и исполнила партию Графини де Чепрано и Пажа в "Риголетто", Эмилии в "Отелло", Второй девушки в "Ануш", Гаянэ в "Алмаст", Ольги в "Евгении Онегине".

И как снег на голову в возрасте двадцати шести лет - прощание с театром! Почему? На тот самый таинственный вопросительный мотив первым ответил, почувствовав грядущую перемену, тогдашний первый дирижер Ереванской оперы Микаэл Тавризиан. В конце 1943 года он явственно ощутил качественный скачок, сделанный юный артисткой в освоении исполнительской техники, отметил особенный глянец колоратур, новые краски тембра. Стало ясно, что поет уже сформировавшийся мастер, которого ждет блестящее предстоящее, но вряд ли связанное с театром, скорее с концертной деятельностью. По мнению самой певицы, камерное пение давало простор ее тяге к индивидуальной интерпретации и свободной, нестесненной работе над голосовым совершенством.



Стремление к вокальному совершенству - одна из главных забот певицы. Этого она достигла в первую очередность при исполнении произведений А. и Д. Скарлатти, А.Кальдара, Б.Марчелло, Дж. Перголези и др. Записи этих произведений могут сделаться незаменимым учебным пособием для певцов. Явственнее всего класс певицы выявился в исполнении произведений Баха и Генделя. В концертах Зары Долухановой звучали вокальные циклы и произведения Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Листа, И.Брамса, Р.Штрауса, а кроме того Моцарта, Бетховена, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и др. Русской камерной музыке в репертуаре певицы посвящались целые развернутые программы. Из современных композиторов Зара Александровна исполняла ещё произведения Ю.Шапорина, Р.Щедрина, С.Прокофьева, А.Долуханяна, М.Таривердиева, В.Гаврилина, Д.Кабалевского и др.

Артистическая жизнь Долухановой охватывает сорокалетний отрезок времени. Она пела в лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии. В большинстве крупнейших музыкальных центров мира певица концертировала постоянно и с большим успехом.



Искусство З.А.Долухановой высоко оценено в стране и за рубежом. В 1951 году она удостоена Государственной премии за выдающуюся концертно-исполнительскую дело. В 1952 году ей присвоили звание Заслуженной артистки Армении, а после этого, в 1955 году, - Народной артистки Армении. В 1956 году З.А.Долуханова - Народная артистка РСФСР. 6 февраля Поль Робсон вручил Долухановой Почетную грамоту, присужденную ей Всемирным советом мира в связи с десятилетием всемирного движения сторонников мира "За выдающийся вклад в занятие укрепления мира и дружбы между народами".

В 1966 году первой из советских певиц З.Долуханова была удостоена Ленинской премии. В 1990 году певица получила почетное звание Народной артистки СССР. О неугасаемом интересе к ее творчеству говорит и то, что, в частности, только за отрезок времени с 1990 по 1995 год фирмами "Мелодия", "Monitor", "Austro Mechana" и "Russian Disc" в свет были выпущены восемь компакт-дисков.

Умерла Зара Александровна Долуханова в Москве 4 декабря 2007 года.


Tags: #Долуханова, #певицы, Долуханова, вокальное искусство, певицы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments