ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

С.Рахманинов. Симфоническая фантазия "Утес"

Основой для музыкального произведения послужило произведение стихотворное.
Внимание С. Рахманинова привлекло известное стихотворение М.Лермонтова "Утес."
Надо сказать, что к этому времени уже были другие музыкальные произведения на это лермонтовское стихотворение. Были созданы и широко исполняемы несколько романсов, сочиненных на стихотворение «Утес» разными композиторами, среди которых А. Г. Рубинштейн, А. С. Даргомыжский , Н. А. Римский-Корсаков и др.
Список композиторов внушительный.
Но начищающего музыканта это не остановило. Рахманинов создавал другое произведение, не вокальный романс — а симфоническое произведение.
Тоска и одиночество, пронизывающие лермонтовский стих, соответствовали состоянию и настроению молодого композитора Сергея Васильевича Рахманинова, когда он приступал к своей музыкальной работе.

800px-SchlossChillon03 (700x520, 84Kb)

Весной 1892 года Рахманинов окончил курс композиции в Московской консерватории с большой золотой медалью. Выпускной работой стала опера «Алеко» по поэме «Цыганы» Пушкина, получившая высокую оценку. Молодой композитор был счастлив и готов был продолжить музыкальную работу.
Однако эти профессиональные радости не затмили личные невзгоды: композтор переживал любовную драму, его чувство к генеральской дочери Вере Скалон было отвергнуто родителями возлюбленной, не допускавшими даже мысли брака их дочери с полунищим музыкантом без определенного будущего. О тоскливом настроении свидетельствуют письма Рахманинова этого времени. С горькой иронией сообщал он: «Нашему брату только и доставляет удовольствие смотреть на чужое счастье…». Переживания начинающего двадцатилетнего композитора выливались в музыкальные творения.
Лето 1893 года Сергей Рахманинов проводил в Лебедине, Харьковском имении Я. Н. Лысикова, где Рахманинов жил у гостеприимных пожилых супругов, пригласивших его и желавших помочь начинающему музыканту, и где — под влиянием лермонтовсокго стихотворения — им была сочинена музыкальная фантазия «Утес».
Композитор дал своему сочинению название „Утес“, потому что эпиграфом к рассказу послужило начало известного стихотворения Лермонтова». Рахманинов подарил А. П. Чехову экземпляр партитуры «Утеса» с надписью: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа „На пути“, содержание которого с этим же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению.» Рассказ пронизан такой искренностью и чистотой, что в музыкальном видении Рахманинова объединило его с лермонтовским стихом.
Первоначально Рахманинов назвал свое творение «Фантазия для симфонического оркестра», потом передумал и дал название по лермонтовскому стиху — «Утёс»; это название и закрепилось.


Музыкальное произведение С. Рахманинова, отталкиваясь от великих лермонтовских строк, вместило в себя совсем иные эмоции — помимо лермонтовской безысходности, в музыке есть страсть, протест, отчаяние.

Вступительный раздел открывается темой утеса, скорбной, но полной сдержанной страсти. Постепенно тема утеса приобретает характер страстной мольбы, далее появляется робкий мотив любви — как будто дрогнуло сердце старого утеса. Эта тема звучит всё более и более отчаянно. Музыкальное развитие доходит до кульминации и лишь последние такты замирают на пианиссимо.

Tags: #Рахманинов, Рахманинов, симфоническая фантазия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments