barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

С.В. Рахманинов. Романсы


***

 (537x400, 161Kb)

Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов. Большинство из них написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов 1-й половины 19 в. – Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.

Романс он трактовал как область выражения лирических чувств и настроений. Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в 1915 г. (посвящен великой певице Неждановой). Широта мелодии, неторопливый и, как кажется, "бесконечный" характер ее развития говорит о связи "Вокализа" с русской протяжной песней . Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста. "Вокализ" хочется назвать русской "песней без слов".
На фоне размеренных и спокойных аккордов рояля у сопрано льется задумчивая, немного грустная мелодия-песня.

«Сирень» (сл. Бекетовой) – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.

Романс «Здесь хорошо» (сл. Галиной) также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается характерная для зрелого романсного стиля композитора текучесть музыкального развития. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.






"В молчаньи ночи тайной" (слова А. А. Фета) - весьма характерный образец любовной лирики . Господствующий чувственно-страстный тон определяется уже в инструментальном вступлении.

Романсы Рахманинова давно и прочно вошли в золотой фонд русской классики, соперничая по популярности с сочинениями для фортепиано. Именно в романсах – жемчужинах вокальной лирики – ярче всего проявился мелодический гений композитора: широкая распевность и выразительная «бесконечность» мелодии, чувственная экспрессия и яркость национального колорита. Примечательно, что за 25 лет творчества в России (до 1917-го года) Сергей Рахманинов написал более восьмидесяти романсов, за последующие четверть века за границей – не создал ни одного.

Сирень
сл. Е. Бекетовой - исп. Антонина Нежданова



Здесь хорошо



сл. Г. Галиной - исп. А. Нежданова





Ветер перелётный

сл. К. Бальмонт - исп. Хибла Герзмава



Перед иконой

сл. А. Голенищев-Кутузов - исп.  Яна Иванилова



В душе у каждого из нас

сл. Н. Минский - исп. Г. Гачечиладзе



О, не грусти

сл. А.Апухтин - исп. Надежда Обухова



Я жду тебя

сл. М. Давидова - исп. Ирина Архипова



В молчании ночи тайной

сл. Э. Пайерон/ А. Фет - исп. А. Большаков



Вокализ



исп. Anna Moffo

Tags: #Рахманинов, #романс, Рахманинов, романс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments