barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

"Музыка начинается там, где слово бессильно". Клод Дебюсси

***
Настоящее знакомство с творчеством Дебюсси у меня началось с его скрипичной сонаты. Если бы человеческое отношение можно было измерить в каких-то единицах, то после того, как я её послушала и узнала историю её создания, музыка французского композитора стала ближе и понятнее на миллионы, если не миллиарды таких единиц... Дебюсси оказался удивительным человеком, впрочем, если бы он таковым не был, вряд ли его помнил бы и слушал весь мир... В своих письмах он дал ответы на многие вопросы, которые возникали у меня и даже предвосхитил некоторые из них...

(22 августа 1862 года, Сен-Жермен-ан-Ле — 25 марта 1918 года, Париж)

Эта соната явилась последним сочинением Дебюсси, его творческим завещанием и даже творческим подвигом. Смертельно больной, в суровые годы войны, голода и разрухи он нашел в себе силы закончить своё единственное произведение для солирующей скрипки и фортепиано. Более года работал композитор над нею и исполнил её сам 5 мая 1917 года со скрипачом Гастоном Пуле. Это был последний выход Дебюсси на концертную эстраду. О ситуации, в которой она была написана, можно судить по маленькой выдержке из письма композитора к другу Р. Годе: "Жизнь, когда приходится бороться за кусок сахара, за лист нотной бумаги, не говоря уж о хлебе насущном, требует гораздо более крепких нервов, чем мои".

И в том же письме: "Я закончил, наконец, сонату для скрипки и фортепиано... По весьма свойственному людям противоречию, она полна радостной суматохи. В будущем остерегайтесь произведений, как бы парящих высоко в небе, они так часто зарождаются во мраке угрюмейших умов".

А в письме к П. Валлери-Радо от 21 мая 1917 года Дебюсси ещё раз пишет об этой сонате: "Я и сам до сих пор хорошо ещё не пойму, чего она стоит... Благодаря феномену раздвоения личности - может быть и вполне естественному? - музыка её полна жизни, почти радостна. Не говорит ли это о том, как мала доля нашего участия в приключениях, куда ввязывается без нашего ведома наш мозг? "Дух веет, где хочет".

Соната написана в тональности g-moll (соль минор), экспрессивный тембр скрипки вдохновил композитора на музыку пылкую, полную горячего чувства. Соната соединила в себе и романтическую лирико-драматическую образность (1 ч.) и импрессионистическую утончённость (2 и 3 чч.), а также нечто идущее от неоклассицизма. Её эмоциональное содержание разнообразно, и "почти радостной", как её охарактеризовал композитор, назвать можно, пожалуй, только 3 часть (Соль мажор). Но это само по себе примечательно - последние страницы музыки, написанные Дебюсси за несколько месяцев до смерти, действительно полны жизни и радости.

Первая часть Allegro vivo романтична своей открытой эмоциональностью, мощными кульминациями, в том числе заключительной. В музыке отражена целая гамма чувств с неожиданными переходами от тихой задумчивости, нежности к горестному возбуждению, словно душа тоскует, протестует, смиряется... и вновь протестует. Словом, страстный монолог, страстная исповедь, полная душевного волнения и смятения.

Центральная часть сонаты Intermede - фантастическое скерцо.Танцевальный ритм, возникающий время от времени, томительные и экспрессивные лирические мелодии... Как и вся музыка скерцо, его форма причудлива и абсолютно свободна, своими контурами слегка лишь напоминая старинные ритурнельные формы.

Финал. Это своего рода "движение", perpetuum mobile. Кода подводит итог: она построена на мотиве ритурнеля, который постепенно возбуждаясь, приводит к долгим и ликующим трелям у скрипки в сопровождении фигураций фортепиано. Поистине ликующей получилась кода всего творчества Клода Дебюсси.

Кокорева Л. Клод Дебюсси: Исследование.


Tags: #Дебюсси, Дебюсси, французские композиторы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Две знаменитые симфонические поэмы Ф. Листа

    Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные…

  • Музыка для клавесина

    Чудесен голос клавесина, Как башмачок из хрусталя, Что потерялся ночью синей На торжестве у короля. В нем прелесть сказочного бала, Старинных…

  • Роберт Шуман. Симфония №1

    Симфонии Шумана преимущественно лиричны. Как и Мендельсон, он продолжает линию лирически-жанрового симфонизма Бетховена. Знаменательно, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments