barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Первая Татьяна - Марья Николаевна Климентова-Муромцева

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post401275229/
Xileen

Марья Николаевна Климентова, по мужу Муромцева (4 января [16 января] 1857, Курск, Российская империя — 25 января 1946, Париж, Франция) — русская певица (сопрано, лирико-драматическое сопрано ) и преподавательница пения. Солистка Большого театра (1880—1888) и театра С. И. Зимина. Член правления Российского музыкального общества за границей (РМОЗ) со дня его основания в 1930. Профессор Русской консерватории в Париже.

Portrait_Maria_Muromceva (408x573, 154Kb)

Из купеческой семьи. Окончила Московскую консерваторию с малой серебряной медалью по классу вокала Дж. Гальвани (1880). Солистка Большого театра, исполнительница ведущих партий лирического сопрано: Антонида («Жизнь за царя»), Людмила («Руслан и Людмила»), Тамара («Демон»), Маргарита («Фауст»), Оксана («Черевички») и др. По настоянию П. И. Чайковского, считавшего её «очень талантливой артисткой», именно Климентова впервые исполнила партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» (1880). Присутствовавший на одной из репетиций И. Тургенев, восторженно отозвавшись о новой опере, в своем письме к П. Виардо писал о Климентовой: "Красивый голос, хотя и недостаточно обработанный, подлинный драматический темперамент".

3329_foto_3_03 (525x700, 40Kb)

Климентова-Муромцева - первая исполнительница партии Татьяны (Московская консерватория, 1879 год)



В 1885 с успехом гастролировала в С.-Петербурге; её талант высоко ценился при Императорском дворе. Обладала прекрасным голосом красивого тембра, особенно в среднем регистре (густоте и силе) и широкого диапазона, который позволял исполнять не только колоротурные и лирико-драматические, но и меццо-сопрановые партии. Исполнение отличалось тщательной фразировкой, изяществом, естественностью выражения чувств.
(здесь ария Татьяны звучит в исполнении Татьяны Новиковой)

Климентова поддерживала знакомства со многими деятелями искусства и культуры. Она часто бывала у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, выступала для писателя и членов его семьи. Толстой ценил не только её вокальный дар, но и считал увлекательной рассказчицей. Почитателями её дарования были К. А. Тимирязев и композитор А. П. Бородин, который посвятил ей знаменитый романс «Для берегов отчизны дальней…» на слова А. С. Пушкина.


В 1877—1881 за певицей ухаживал и состоял в любовной переписке художник Василий Поленов. Климентова позировала Поленову в его мастерской, где был написан её портрет и преподнесён ей в подарок.

295356 (520x700, 48Kb)

Несмотря на платонический роман, взаимностью она ему не ответила. После тяжёлого и неудачного романа с неким театральным деятелем в 1881 вышла замуж за адвоката Сергея Муромцева. Счастлива с ним не была, и он с ней тоже. В 1893—1894 годах состояла в любовной переписке с писателем Антоном Чеховым.  Много лет она близко дружила с И. С. Тургеневым и П. Виардо. В начале 1890-х гг., сойдя с большой сцены, Климентова-Муромцева продолжала выступать в концертах, преподавала. Была известна благотворительной деятельностью, неоднократно выступала на музыкально-литературных вечерах, сборы с которых поступали на нужды Общества любителей российской словесности. В Первую мировую войну участвовала в оказании помощи сиротам, инвалидам по зрению, увечным и раненым воинам.

1-я исполнительница партий: Татьяны ("Евгений Онегин"), Оксаны ("Черевички"), Ренаты ("Тарас Бульба" В. Кашперова), Жанны ("Мария Бургундская"); в Большом театре — Марины Мнишек ("Борис Годунов", 2-я ред.), Памины ("Волшебная флейта"). Лучшие партии: Татьяна, Маргарита ("Фауст"). Теплоту и искренность исполнения певицей партии Татьяны отмечал П. Чайковский.

3329_foto_2_03 (462x700, 45Kb)

 Участвовала в ежегодных концертах в пользу "Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета" и концертах Кружка любителей русской музыки. В камерном репертуаре особенным мастерством исполнения отличались произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана и П. Чайковского. Исполняла сольные партии в оратории "Легенда о св. Елизавете" Ф. Листа (1883), Реквиеме Р. Шумана (1881, в ансамбле с Д. Усатовым, О. Фюрером, А. Крутиковой), 9-й симфонии Л. Бетховена (1884, 1886). Композитор П. Шуровский посвятил певице романс "Яркие трели ночных соловьев" (1881).

 С 1890 профессор Московской консерватории. В 1891—93 вместе с Н. Коргановой (Дариали) возглавляла в Москве вокальные курсы, где занимались молодые русские, армянские и грузинские певцы; позднее открыла частную вокальную школу. Для постановок с учениками отрывков из опер приглашала известных режиссеров, в т. ч. К. Станиславского (в 1897—98), поставившего сцену у монастыря из "Жизни за царя". Среди учеников: Н. Миронов, Е. Хренникова.

  Вместе со Станиславским принимала участие в любительских спектаклях у С. Мамонтова в Абрамцево (в т. ч. в пьесе "Два мира" А. Майкова). В круг ее друзей входили П. Чайковский (композитор посвятил ей ф-п. произведение, ор. 9), А. Чехов, Н. Лысенко, С. Мамонтов, В. Поленов, И. Репин. Была знакома с С. Танеевым, А. Скрябиным, С. Рахманиновым, Р. Глиэром, И. Буниным, Л. Толстым, Т. Шепкиной-Куперник.

С 1893 вместе со своей семьей проводила летние сезоны на  даче в Царицыне на Покровской стороне. В просторной двусветной зале с цветными витражами она устраивала музыкальные вечера, которые посещали учёные, юристы, музыканты, литераторы, а также соседи по даче — Вышеславцевы, Листы, Лопатины. В 1893 на даче состоялось знакомство Климентовой-Муромцевой с А. Белым, продолжавшееся до 1916, о чём он написал в книге «На рубеже двух столетий» (1930). Близкое знакомство связывало Климентову-Муромцеву с Е. М. Лопатиной, страстной любительницей цыганских романсов (в письме от 23 июня 1898 она упоминала, что «Мария Николаевна Муромцева обещала для меня выучить цыганские песни и петь»).

В 1922 Климентова-Муромцева с большим трудом (с помощью советского полпреда и торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, племяннице которого она давала уроки пения) вместе с младшей дочерью Марией эмигрировала, жила в Париже. Руководила вокальной студией Общества истории и искусства (1924), преподавала в Русской консерватории.  Выступила с воспоминаниями о И.С. Тургеневе на заседании, посвященном 50-летию основания Тургеневской библиотеки в Париже (1925). Выступала с речами на чествованиях A.M. Давыдова (1931), А.А. Плещеева (1933), вечере памяти Ф.И. Шаляпина (1938).

Член правления Русского музыкального общества за границей (1930). По словам современников, «с именем Муромцевой связаны едва ли не все крупнейшие события русской музыкальной жизни за несколько десятков лет». В Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН сохранились записи её голоса.

3329_foto_1_03 (578x700, 65Kb)
http://www.tsaritsyno-museum.ru/encyclopedia/persons/klimentova-muromtseva/index.php

и другие источники




Tags: Бородин, Климентова-Муромцева, Чайковский, вокальное искусство, певцы, русские композиторы, сопрано
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments