barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

ЧЮРЛЕНИС-МЕССИАН

Оригинал взят у such_a_man в ЧЮРЛЕНИС-МЕССИАН
Зачем, собственно, ждать с перепостом, правда? Собралась наконец с силами и ответила Стасику на его комментарий, а заодно решила показать вам, на какой свой замечательный пост восьмилетней почти давности он дал мне ссылку в этом комментарии. Из-за Мессиана, которого я открыла для себя совсем недавно и ужасно неполно, а Стасик давно и, как всегда, основательно.

Оригинал взят у sagittario в
Чюрленис - Мессиан
Не только у Шуберта имеется "Неоконченная" симфония..
У Чюрлениса тоже есть, так сказать, "Неоконченная".., только соната.. живописная..
"Соната хаоса", которую с некоторых пор почему-то принято называть "Сонатой звезд".. Она состоит только из двух частей - "Аллегро" и "Анданте" (1908):


Allegro
Andante


Когда, еще в школьные мои годы, у нас дома появился во Франции отпечатанный А-тришного формата прекрасного качества подарочный комплект репродукций картин Чюрлениса, то именно эти две работы произвели на меня самое сильное впечатление просто сногсшибающей своей красотой.., и я повесил их над своей кроватью..

Я не стану пускаться в туманные рассуждения насчет символического смысла этого шедевра Чюрлениса (хотя им, наверняка, тут все пронизано).. Мне гораздо ближе "чувствомыслие" при восприятии искусства, чем "мыслечувствие".., в том смысле, что настоящее искусство начинается там, где руки разума становятся коротки уже, а иначе это и не искусство вовсе, а лишь сопроводительные иллюстрации к рассуждениям... И вычитанное давно из потрясающей книги Холопова о Веберне определение Августина Блаженного, что "Красота - есть Сияние Порядка или Истины" (вот и ответ на вопрос Пилата - "Что есть Истина?"!.., вот же она - Истина, раскрываемая нам в одухотворяющем сиянии Гармонии и Красоты) гораздо точнее отражает мое отношение к этому вопросу любых пространных рассуждений.. Искусством надо постигать и мыслить, а не рассуждать о нем..

Да, но я отвлекся:).. Эти картины сегодня я показал не просто так (хотя и сами по себе они, разумеется, достойны отдельного разговора), а как продолжение поста вчерашнего, про "Жертву".. По мнению Феликса Розинера (чью книгу "Искусство Чюрлениса" я в этих постах во многом и использую) картина "Жертва", хоть и создана Чюрленисом, как отдельная и независимая, но также вполне может рассматриваться, как "Финал" Сонаты хаоса или звезд.. Финал, "вобравший в себя тему клубящегося пространства, дымов и туманов, тему звезд и тему ангела и разрешивший все это в величественном мгновении покорении хаоса, посредством властной духовной силы - энергии, заключенной в спокойном жесте Ангела..."

Тут будет уместно привести и вторую обещанную вчера историю, связанную с этой картиной и с одним из крупнейших композиторов ХХ века Оливье Мессианом...

Передаю слову Феликсу Розинеру:

Во время концертного сезона 1983 - 1984 годов Мессиан побывал в Израиле, где я жил. Из разных источников мне доводилось слышать, что прославленный маэстро принадлежит к числу глубоких почитателей искусства Чюрлениса. После одного из концертов, где исполнялась музыка Мессиана (это было в зале Тель-Авивского музея), я подошел к нему, попросил переводчицу представить меня и спросил композитора, верно ли, что он знает и любит Чюрлениса? Нужно было видеть, какое волнение охватило весьма уже немолодого маэстро!

- О, Чюрленис! - с жаром воскликнул он и стал говорить окружающим, никогда не слышавшим этого имени, каким великим художником и композитором был Чюрленис. Переводчица с французского едва поспевала за ним, и вдруг он сказал то, что я смог понять без перевода:

- Он мой брат.

Сказанные проникновенно, с глубокой верой и одухотворенностью, слова эти произвели сильнейшее впечатление. И далее Оливье Мессиан рассказал следующее.

Незадолго до этого в парижской Гранд-Опера ставилась его новая опера «Святой Франциск Ассизский». Для одной из картин, где на сцене является Ангел, композитор предложил собственное решение декораций, и его замысел был осуществлен художником постановки. И когда композитор увидел сцену уже в готовом оформлении, поющего Ангела и его позу, он вдруг понял: «Передо мной была одна из картин Чюрлёниса». Это было рассказано так, что не оставляло сомнений, насколько происшедшее оказалось для маэстро полной неожиданностью, взволновавшей его.

Вскоре, летом 1984 года я был в Париже. Показывая альбом Чюрлениса своему другу-парижанину, я кстати рассказал и о встрече с Мессианом. Я спросил своего собеседника, слушал ли он «Святого Франциска»? Ответив утвердительно, он вновь стал листать альбом, который мы только что просмотрели. «Вот, - уверенно указал он. - Вот та картина, о которой говорил вам Мессиан. Точно то, что было на сцене».

Это была «Жертва».

И теперь остается размышлять над тем, что же действительно объединяет «братьев» и, может быть, их «сестру» - Чюрлениса, Мессиана, Дункан, - если одно и то же видение является им в картине, в музыке, в танце? Вероятно, это то, о чем написала Ядвига: в мире существуют какие-то духовные сферы, в которых люди одинакового или схожего мироощущения и примерно равные по своим масштабам могут почувствовать себя особенно близкими.


Единственное, что изменю: вместо ссылки на финал мессиановского Квартета для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано выложу его целиком - тогда этой записи на ю-тубе попросту не было:




Richard Nunemaker, Clarinet
Trio Oriens:
Johnny Chang, Violin
Olive Chen, Cello
I-Ling Chen, Piano

St. Thomas University, Houston, November 15, 2011. Дата загрузки: 29 нояб. 2011 г.

И его же "Франциска Ассизского", пожалуй, тоже:




Olivier MESSIAEN - Saint François d'Assise/St Francis of Assisi (opera, 1983). Опубликовано: 30 нояб. 2012 г.

ACTE I :
Premier Tableau : LA CROIX
00:00 : I. « J'ai peur sur la route » [1ère strophe] (Frère Léon, St François)
02:09 : II. « J'ai peur sur la route » [2ème strophe] (Frère Léon, St François)
05:15 : III. « J'ai peur sur la route » [3ème strophe] (Frère Léon, St François)
11:38 : IV. « S'il se met à pleuvoir » (St François)
17:19 : V. St François et Frère Léon remettent leur capuchon
Deuxième Tableau : LES LAUDES
20:14 : VI. un peu lent
21:44 : VII. « Loué sois-tu, mon Seigneur, pour frère Vent » (St François, frères Sylvestre, Rufin & Bernard, chœur)
24:08 : VIII. « Loué sois-tu, mon Seigneur, pour sœur Eau » (St François, frères Sylvestre, Rufin & Bernard, chœur)
27:04 : IX. « Loué sois-tu, mon Seigneur, pour sœur notre mère la Terre » (St François)
28:30 : X. « Saint ! Saint ! Saint ! » (chœur)
31:36 : XI. « Ô Toi ! Toi qui as fait le temps ! » (St François)
Troisième Tableau : LE BAISER AU LÉPREUX
37:41 : XII. Bien modéré
38:46 : XIII. « Comment peut-on vivre une telle vie ? » (le Lépreux)
40:31 : XIV. [Entre St François...] "Dieu te donne la paix, frère bien-aimé ! » (St François, le Lépreux)
44:48 : XV. « La pénitence ! la pénitence ! Enlève-moi d'abord mes pustules » (le Lépreux, St François)
48:21 : XVI. « Lépreux, ton cœur t'accuse » (l'Ange, le Lépreux, St François)
54:41 : XVII. « Pardonne-moi, Père, je récrimine toujours » (le Lépreux, St François)
58:49 : XVIII. « Miracle ! regarde, Père » (le Lépreux)
01:01:52 : XIX. « Père, Père, j'ai tellement protesté contre mes souffrances » (le Lépreux, St François, chœur)




ACTE II (début) :
Tableau 4 : L'ANGE VOYAGEUR
00:00 : I. Un peu vif
02:34 : II. « J'ai peur, sur la route » (Frère Léon, Frère Massée)
05:35 : III. Frère Massée rentre dans la salle conventuelle...
07:22 : IV. « Qui peut frapper de la sorte ? » (Frère Massée, l'Ange)
11:15 : V. « Pourquoi me dérange-t-on sans cesse ? » (Frère Elie, l'Ange, Frère Massée)
17:38 : VI. « Mais, il frappe encore ! » (Frère Massée, l'Ange)
19:59 : VII. « Dieu te donne sa paix, ô bon frère ! » (l'Ange, Frère Bernard)
28:21 : VIII. « Puis-je à mon tour te poser une question ? » (Frère Bernard, l'Ange)
32:23 : IX. L'Ange fait un petit geste de la main...
Tableau 5 : L'ANGE MUSICIEN
34:49 : X. Bien modéré
38:26 : XI. « Toutes ces gloires dont parle l'Apôtre me ravissent » (St François)
42:10 : XII. « Montre-moi combien est grande l'abondance de douceur » (St François)
43:19 : XIII. Chant de la fauvette Gerygone...
44:45 : XIV. « Que veux-tu, frère gheppio, faucon crécerelle ? » (St François)
46:19 : XV. « François ! François ! » (l'Ange)
47:12 : XVI. « Pardonne ma prière, bel ange de Dieu... » (St François, l'Ange)
52:27 : XVII. L'Ange se prépare à jouer de la viole...
58:18 : XVIII. « J'ai peur, sur la route » (Frère Léon, Frère Bernard, Frère Massée)
01:00:26 : XIX. « Mes petites brebis, merci de vos soins » (St François)




ACTE II (fin) :
Sixième Tableau : LE PRÊCHE AUX OISEAUX
00:00 : I. Un peu vif
02:13 : II. « Père, te souviens-tu du jeune homme de Sienne ? » (Frère Massée, St François)
12:33 : III. « Une louange ! un point d'exclamation ! » (St François, Frère Massée)
22:04 : IV. Petit concert d'oiseaux
23:00 : V. « Toute chose de beauté doit parvenir à la liberté » (St François)
25:08 : VI. « Frères oiseaux, en tous temps et lieux, louez votre Créateur » (St François)
31:54 : VII. « Il vous aime, Celui qui vous accorde tant de bienfaits ! » (St François)
33:52 : VIII. Grand concert d'oiseaux
36:26 : IX. « Avec quel respect ils se sont tus, dès que tu as commencé à prêcher ! » (Frère Massée, St François)




ACTE III :
Septième Tableau : LES STIGMATES
00:00 : I. bien modéré
02:43 : II. « Seigneur Jésus-Christ, accorde-moi deux grâces » (St François)
05:23 : III. « Les miens, je les ai aimés » (chœur)
09:53 : IV. « Ô faiblesse ! ...Âme très méprisable !... » (St François)
14:37 : V. une lueur rouge et violette enflamme toute la scène...
19:21 : VI. « Si tu portes de bon cœur la croix » (chœur)
Huitième Tableau : LA MORT ET LA NOUVELLE VIE
22:13 : VII. très modéré
23:25 : VIII. « Adieu, créature de temps ! Adieu, créature d'espace ! » (St François, frères Bernard, Massée & Léon)
31:51 : IX. « Loué sois-tu, mon Seigneur, pour sœur Mort » (St François, frères Sylvestre, Rufin & Bernard, chœur)
36:21 : X. « J'appelle : Ha ! et ma voix : Ha ! » (chœur)
39:27 : XI. « François ! François ! Rappelle-toi » (l'Ange)
46:47 : XII. « Seigneur ! Seigneur ! Musique et Poésie m'ont conduit vers Toi » (St François)
52:29 : XIII. « Il est parti... comme un silence » (Frère Léon)
55:20 : XIV. « Autre est l'éclat de la lune, autre est l'éclat du soleil, Alléluia ! » (chœur)

Tags: Мессиан, Чюрленис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments