ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Шекспир в русской музыке. Музыка Петра Ильича Чайковского

180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского

(7 мая 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 6 ноября 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Величайший русский композитор, дирижер, профессор Московской консерватории, которая носит его имя, Петр Ильич Чайковский всегда стремился к раскрытию музыкальных образов в динамике, непрерывном внутреннем росте и обновлении. По совету М. А. Балакирева гениальный симфонист написал симфоническую увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Летом 1880 г. композитор пересмотрел свою увертюру, сделав некоторые купюры, переделав последний раздел. В третьей редакции Чайковский восстановил посвящение Балакиреву, которое упустили при издании второй редакции увертюры.
Увертюры-фантазии "Гамлет" и "Ромео и Джульетта".

В 1880-х гг. Чайковский был увлечен сочинением оперы на этот же сюжет, хотя закончил только сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, используя музыкальные темы увертюры-фантазии, в частности тему побочной партии. После его смерти ученик великого мастера С. И. Танеев издал эту сцену как дуэт влюбленных.

Музыкальное содержание увертюры-фантазии воплощено в сонатную форму с широким вступлением и развернутой кодой-эпилогом.  Драматургический конфликт выражен в контрасте и развитии трех основных тем — это суровый хоральный склад темы вступления, создающий картину средневековья, и тема, вошедшая в историю музыкального искусства как «Тема любви». Эта тема и в наши дни является шедевром, впечатляющим своей лирической прелестью и одной из самых красивых музыкальных тем в мировой музыкальной культуре.
В «Ромео и Джульетте» Чайковский воплотил конфликт любви и смерти, светлых человеческих устремлений и мрачной действительности.

37 (271x20, 2Kb)

Сюжет трагедии Шекспира «Гамлет» привлекал Чайковского с 1876 г., а в 1885 г. им сделан набросок с подтекстовкой на английском языке начальных слов монолога Гамлета «To be or not to be» («Быть или не быть»). Сохранились наброски в блокноте № 4, выполненные, как считают библиографы композитора, осенью 1887 г. в селе Флоровское. В своей увертюре композитор использует излюбленный прием, имеющий семантическое значение смерти: он применил удары тамтама в кульминации увертюры, характеризующие смерть Гамлета. Музыка «Гамлета» носит действенный, волевой характер. Если в медленном и тяжело развертывающемся вступительном Largo lugubre поставлен вопрос «Быть или не быть?», то сжатая, упруго динамичная тема главной партии характеризует Гамлета, вступающего в борьбу со злом, ложью и предательством. Нежная и печальная первая тема побочной партии, порученная гобою, ассоциируется с образом Офелии. Сам Чайковский считал тембр гобоя самым близким тембру человеческого голоса, поручая ему проникновенные, бесконечно пронзительно печальные музыкальные темы, часто самые кульминационные в своих произведениях. Далее в увертюре характерна маршевая тема, впервые появляющаяся в разработке увертюры-фантазии, а затем более широко развиваемая в коде, названа композитором в одном из эскизов как тема Фортинбраса. «Страшное крещендо», прерываемое громовым аккордом духовых с ударом гонга, в коде фантазии должно по замыслу композитора, передать смерть Гамлета, затем звучит скорбная тема в характере траурного марша как «послесловие» к трагедии.

Симфоническая фантазия "Буря"

В 1873 году Стасов, с которым Чайковский был в приятельских отношениях и находился в переписке, предложил композитору сюжет оркестрового сочинения. Это должна была быть фантазия по «Буре» Шекспира — полуфантастической пьесе, созданной великим английским драматургом в 1612 году. Чайковского увлек этот замысел. За десять дней — с 7-го по 17 августа — был написан подробный план-конспект для инструментовки. Полностью партитура была закончена в Москве в начале октября и посвящена Владимиру Васильевичу Стасову под опусом 18. Исполнена она была в симфоническом концерте Московского отделения РМО под управлением Н. Рубинштейна 7 декабря 1873 года. В следующем году она прозвучала и в Петербурге, причем Стасов, не дожидаясь столичной премьеры, а только услышав одну из репетиций, писал композитору со свойственной ему восторженностью: «Что за прелесть Ваша "Буря"!! Что за бесподобная вещь!!... Калибан, Ариэль, любовная сцена — все это принадлежит к величайшим созданиям искусства. В любовных обеих сценах — что за страсть, что за красота, что за томление! Не знаю, с чем это можно сравнить?!.»

37 (271x20, 2Kb)

Вся фантазия как бы распадается на девять эпизодов. Ее программу композитор поместил в партитуре: «Море. Волшебник Просперо посылает повинующегося ему духа Ариэля произвести бурю, жертвой которой делается корабль, везущий Фернандо. Волшебный остров. Первые робкие порывы любви Миранды и Фернандо. Ариэль. Калибан. Влюбленная чета отдается торжествующему обаянию страсти. Просперо сбрасывает с себя силу волшебства и покидает остров. Море».

Музыка.

Начало фантазии — тихие протяженные аккорды духовых, колышущееся движение струнных divisi — это картина спокойного, но полного скрытой могучей силы моря. Но вот вступают другие фанфары, призывные, заклинающие. Все более взволнованным, возбужденным становится движение, приводящее к торжественному хоралу — образу могущественного волшебника. Следующий эпизод — буря. В мощном звучании tutti выделяются взлетающие ходы струнных, свистящие хроматические пассажи флейт, грохот ударных инструментов. Постепенно буря утихает, слышится лишь затихающий, как бы вдали, протяженный тон у валторны. И виолончели, почти в одиночестве запевают нежную выразительную тему любви Миранды и Фернандо. Дальше два эпизода рисуют Ариэля — легкой, мелькающей в разных регистрах, словно ускользающей мелодией, и Калибана, страшного сына темных сил, — резкими, угловатыми ходами с характерными скачками на большую септиму, акцентированием каждого звука, преобладанием фортиссимо. Но возвращается тема любви, более насыщенная, чем в первом своем появлении, в звучании всей струнной группы. Ее течение приводит к апофеозу, торжеству всепоглощающего чувства. Возвращаются фанфары заклинания Просперо и его хорал. Но теперь его музыка постепенно утихает, исчезает, уступая место картине спокойного, безмятежного моря. Л. Михеева

37 (271x20, 2Kb)

Tags: #Чайковский, #Шекспир, Чайковский, Шекспир, музыка и литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments