ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Categories:

Чарующие голоса птиц в музыке великих композиторов

Чарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Птичье пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную мелодию, которая содержит яркие интонации, звучит в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные динамические оттенки и эмоциональную окраску.

158935 (700x513, 195Kb)

Французским композиторам XVIII века, писавшим в стиле рококо – Л Дакену, Ф. Куперену, Ж-Ф. Рамо замечательно удавались имитации птичьих голосов. В клавесинной миниатюре Дакена «Кукушка» кукование лесной обитательницы отчётливо слышится в изысканной, подвижной, насыщенной украшениями звуковой массе музыкальной ткани.

Л.Дакен. "Кукушка"

Одна из частей клавесинной сюиты Рамо называется «Курица», а ещё у этого автора есть пьеса «Перекличка птиц». В романтических пьесах норвежского композитора XIX в. Э. Грига «Утро», «Весной» имитация птичьего пения усиливает идиллический характер музыки. Французский композитор и пианист К. Сен-Санс сочинил в 1886 г. очень симпатичную сюиту для двух фортепиано и оркестра, названную «Карнавал животных».

Ж.Рамо. "Курица"

Произведение было задумано всего лишь как музыкальная шутка-сюрприз для концерта знаменитого виолончелиста Ш. Лебука. К удивлению Сен-Санса произведение получило огромную популярность. И сегодня «Карнавал животных» едва ли не самая известная композиция блестящего музыканта. Одной из ярких пьес, наполненной добрым юмором зоологической фантазии, является «Птичник». Здесь солирует флейта, изображающая милое щебетание маленьких пташек. Сопровождают грациозную партию флейты струнные и два фортепиано.

К.Сен- Санс. "Птичник"из "Зоологической фантазии"

В произведениях русских композиторов из обилия встречающихся имитаций птичьих голосов можно выделить наиболее часто звучащие – звонкое жаворонка пение и виртуозные трели соловья. Ценителям музыки наверняка известны романсы – А.А. Алябьева «Соловей», «Жаворонок» М.И. Глинки.

М.Глинка. "Жаворонок"

Композиторы - орнитологи

Выдающийся мастер музыкального пейзажа Н.А. Римский-Корсаков во время прогулок по лесу нотами записывал голоса птиц и потом точно выдержал интонационную линию птичьего пения в оркестровой партии оперы «Снегурочка». Композитор сам указывает в написанной им статье об этой опере, в каком разделе произведения слышится пение кобчика, сороки, снегиря, кукушки и других птиц. А затейливые звуки рожка пригожего Леля – героя оперы родились тоже из птичьего пения.

Ж.Рамо. "Перекличка птиц"

Французский композитор XX в. О. Мессиан был настолько влюблен в птичье пение, что считал его неземным, а птиц называл «служителями нематериальных сфер». Увлекшись всерьёз орнитологией, Мессиан много лет работал над созданием каталога птичьих мелодий, который позволил ему широко использовать имитацию голосов птиц в произведениях. «Пробуждение птиц» Мессиана для фортепиано с оркестром – это звуки летнего леса, наполненного пением лесного жаворонка и чёрного дрозда, камышёвки и вертишейки, встречающих рассвет.

Автор – Алла Чайка
Н.Римский - Корсаков. "Пение птиц" из оперы "Снегурочка"

А.Алябьев. "Соловей"

Ж.Рамо. "Перекличка птиц" на клавесине

Э.Григ. "Утро"

Л.Дакен. "Кукушка" на клавесине

Текст: [url]https://music-education.ru/golosa-ptits-v-muzyke/[/url]

Tags: музыка и природа, птицы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments