ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Categories:

Джованни Паизиелло. Шесть квартетов для кларнета, скрипки, альта и виолончели

Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло pодился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Музыкальное образование получил в школе иезуитов и продолжил его в консерватории «Сант-Онофрио» вначале под руководством Дуранте, а затем – Котумаччи. Как композитор Паизиелло был популярен не только в Италии, но и в Германии, где его произведения исполнялись с немецким текстом.
PaiselloVigeeLeBrun (267x358, 17Kb)

Начал он свою блестящую карьеру двумя комическими операми для театра в Болонье – «La pupilla» и «Il mondo al rovercio», которые имели огромный успех и принесли ему известность. Этот первый успех побудил Паэзиелло главным образом работать над созданием опер. В течение своей жизни он написал их около ста. Им были написаны оперы различных жанров для театров Неаполя, Милана, Флоренции, Рима и Петербурга.

В 1776 году Паизиелло был приглашен в Россию в качестве композитора и капельмейстера итальянской придворной оперы. Восемь лет он находился в России, написав за это время около десяти опер и множество кантат. Несколько фортепианных пьес были написаны для великой княгини Марии Федоровны, жены наследника престола Павла. Княгиня брала у Паэзуэлло уроки, и для нее он сочинил учебное пособие - «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине».
Дебютировал Паизиелло в Петербурге оперой «Ниттетти». Затем были поставлены «Ахилл на Скиросе» и «Алкид на распутье». В 1781 году в Царском селе состоялась премьера его оперы «Служанка – госпожа», а годом позже в Петербурге был поставлен «Севильский цирюльник». Некоторые из ранее созданных произведений были переработаны Паизиелло для русской сцены. Опера «Лунный мир» исполнялась на открытии Каменного театра в Петербурге в 1783 году. Композитор много писал инструментальной музыки для придворных празднеств, принимал участие в «домашних» концертах во дворце, где аккомпанировал замечательно певшей фрейлине Екатерины II Синявиной. Покровительствовало итальянскому композитору семейство Воронцовых.

В 1786 году Паизиелло возвратился, наконец, на родину в Неаполь. Здесь он становится капельмейстером придворной капеллы и остается на этом месте в течение шести лет. После своего отъезда из России, Паизиелло не только не ослабил дружеских связей с представителями российской знати, но и был для них за границей своего рода «музыкальным агентом», пересылал ноты, сообщал последние музыкальные новости, всячески старался помочь.
В 1792 Паизиелло был приглашен Наполеоном в Париж в качестве директора капеллы Тюльери. Здесь была поставлена его опера «Прозерпина», не имевшая успеха и холодно принятая французским музыкантами. Неприемлемые условия службы, и, отчасти, реакция на поставленную оперу, заставляют композитора возвратиться в Неаполь, на прежнее место капельмейстера придворной капеллы. Политические события в Италии 1815 года становятся причиной его отставки со службы, хотя ему и было сохранено капельмейстерское жалование. 74-летний композитор не смог справиться с таким ударом судьбы и в 1816 году умер.
Необходимо напомнить здесь о том, что Паизиелло известен и как композитор церковной музыки. Он написал ораторию на страсти Господни, Рождественскую пастораль, два реквиема, три большие оркестровые мессы и около тридцати небольших четырехголосных месс.
Паизиелло принадлежат также кантаты, квартеты, симфонии, в частности 12 симфоний, написанных в 1784 году, рондо, духовные сочинения. Из сочинений, написанных в России, сохранилось 24 дивертисмента для 2 флейт, 2 кларнетов, 2 валторн и фагота, некоторые из которых имеют программные подзаголовки: «Диана», «Полдень», «Заход солнца», «Отход ко сну»; а также 2 концерта для клавесина с оркестром.
Виктор Каширников


[iflash=853,480,https://www.youtube.com/embed/ft2Rv0HsAMw]

Tags: #Паизиелло, #композиторы, Паизиелло, композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments