ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Судьба прекрасного "Адажиетто" из пятой симфонии Густава Малера

Симфо́ния № 5 до-диез минор — сочинение австрийского композитора Густава Малера, завершённое в 1902 году и впервые исполненное под управлением автора в 1904 году. Симфония имеет необычную структуру: фактически состоит из пяти частей, объединённых автором в три больших раздела, — и является одним из наиболее исполняемых сочинений Малера.

R-3371402-1327861135.jpeg (700x525, 53Kb)

Заключительный раздел открывает написанное в фа мажоре Адажиетто, темп которого Малер обозначил как «нем. Sehr langsam» («Очень медленно»). После бурной радости скерцо, невозможно было ни завершить симфонию трагическим финалом, ни вставить ещё одну часть такого же жизнерадостного характера; необходимый контраст и составил этот «романс без слов», написанный для исключительно струнного оркестра, скромно сопровождаемого арфой. Само Адажиетто в симфоническом цикле играет  роль лирической кульминации симфонии. Музыковеды обнаруживают связь Адажиетто с написанной позже песней «Я потерян для мира», заключительные слова этой песни, «Я живу один в моем небе, в моей любви, в моей песне». Адажиетто представляет собой некое обобщение, философскую медитацию перед заключительной частью.

42 (253x52, 4Kb)

Генеральная репетиция произведения состоялась 17 октября в Кельне.
 «Публика крайне сосредоточена и внимательна — несмотря на полное
непонимание в первых частях! После Скерцо даже немного шикали. Adagietto И
Рондо, кажется, пробились.

Следовательно, слушатели в Кёльне принадлежали всё же если не к

элите, то к разряду публики, воспитанной на серьезном симфоническом репертуаре. И они оценили Adagietto.

Через три года в Риме произошел едва ли замеченный и вскоре вовсе
забытый случай. Adagietto было исполнено в концерте отдельно
от симфонического цикла под управлением самого композитора и получило тем самым статус самостоятельного опуса.

Лишь через семьдесят с небольшим лет мир догадался, что исполнение Adagietto отдельно от симфонического цикла Пятой симфонии не есть искажение традиции. Это понимание связано с переломом в культурном сознании людей.

Адажиетто из симфонии №5

Фрагмент стали рассматривать как самостоятельное целое и, более того,

начали вводить его в смысловой ряд других искусств. Маленькое Adagietto оказалось в одном ряду с балетом и кинематографом.
В 70-е годы ведущие балетмейстеры мира многократно ставили Adagietto в
качестве небольшого балетного спектакля.
Такой спектакль создал в 1973 году хореограф Ролан
Пети для Майи Плисецкой. Он шел в Москве в Большом театре под названием «Гибель
Розы»
Балетные постановки Adagietto принадлежат также Морису Бежару и Джону Ноймайеру.

Произошло ли здесь снижение жанра? Думается, нет. В середине XX века
статус балета поднялся чрезвычайно высоко. И оригинальные балеты,
прежде всего Игоря Стравинского, и «переложения» симфонической музыки на жанр балета вошли в сферу
высокого, а иногда интеллектуального искусства. Что касается Малера, ныне

танцуют практически все его симфонические произведения и песенные циклы.
Adagietto перешагнуло границы
академической музыки и оказалось достоянием массовых жанров.

Балетный номер "Гибель Розы" на музыку Адажиетто

Тсточники: [url]http://www.musigi-dunya.az/pdf/72/6.pdf[/url]

Википедия

42 (253x52, 4Kb)


Tags: #Малер, Малер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments