ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Музыка для английского рожка и его история

История английского рожка содержит немало белых пятен, и неудивительно, что наши знания об этом инструменте периодически пополняются новыми интересными подробностями.
_KmaT (500x358, 42Kb)

Директор Бельгийской консерватории XIX века Ф.А. Геварт полагал, что английский рожок – это усовершенствованный охотничий гобой, который И.С. Бах иногда использовал в хоралах. В начале нашего столетия некоторые музыканты придерживались мнения, что ранние конструкции английского рожка имели серпообразно изогнутую форму, и название инструмента появилось в результате искажённого слова angle, что означает угол.
Изучая историю английского рожка, автор этой статьи накопил немало данных, опровергающих эту гипотезу. Многочисленные документы и рисунки художников ХVIII века свидетельствуют, что первые образцы английского рожка имели прямой, конусообразный ствол и ничто в их конструкции не напоминало угол.

Английский рожок был создан в начале ХVIII века берлинским инструментальным мастером Айхентопфом, который увлечённо экспериментировал с духовыми инструментами. Однажды Айхентопф предпринял попытку реконструировать популярный в те времена гобой де амур. Мастер удлинил канал инструмента, понизив его строй, изменил форму отдельных деталей, изготовил грушевидный раструб и неожиданно для себя получил новый инструмент с нежным, очень тёплым и мягким тембром.

Гендель. Музыка для флейты и английского рожка.

1.Largo ("Softly Sweet in Lydian Measures" from Oratorio 'Alexander's Feast', HWV 75)

2.Allegro ma non troppo

("Più amabile beltà" from

Opera 'Giulio Cesare',HWV 17)

Айхентопф пришёл в восторг от результатов проделанной работы. Он решил, что именно на таком инструменте ангелы должны воздавать хвалу господу, и назвал своё изобретение Engels Horn, что означает на немецком языке ангельский рожок, или горн ангелов. На старинных гравюрах можно найти множество изображений ангелов, которые играют на инструментах, похожих на гобой де амур, но несколько превосходящих его по длине.

Счастливый мастер поспешил переслать своё детище, чертежи и подробное описание в г. Турин своим друзьям, известным итальянским музыкантам Алессандро и Джироламо Безоцци. Алессандро был гобоист. Джироламо играл на фаготе. Несмотря на юный возраст, братья часто выступали в дуэте, пользовались успехом у публики и уважением в музыкальных кругах. Айхентопф надеялся, что сконструированный им инструмент понравится братьям Безоцци, а похвальный отзыв известных исполнителей поможет наладить его массовое производство. В музыкальном музее г. Турина хранится письмо Айхентопфа одному из братьев Безоцци, в котором сообщается: «На второй день Благовещенья смастерил я, наконец, большой гобой, который звучит подобно пению ангелов. Если ты, друг мой, подберёшь к нему подобающую трость, то, потренировавшись, сыграешь на нём так красиво, как никто дотоле не играл» .
Но юные Безоцци, будучи людьми весёлыми, подшутили над старым мастером. Они сделали вид, будто не разобрались в его почерке и, пытаясь перевести письмо с немецкого на итальянский, случайно ошиблись. Слово engels, они прочли как englisch и назвали инструмент corno inglese, что означает английский рожок.
Постепенно новый инструмент распространился по всей Европе, и повсюду его стали именовать так, как было указано в документах, составленных братьями Безоцци, – английским рожком, хотя к Англии он не имеет никакого отношения.


  • Бах. Соната для английского рожка.

Горячим приверженцем английского рожка был гениальный Антонио Вивальди. Он подметил, что этому инструменту хорошо даются интонации знойных восточных танцев. А. Вивальди смело включил никому не известный до тех пор инструмент в партитуру своей оратории «Юдифь торжествующая».
Композиторы ХVIII века, не желая ссориться с клерикальными кругами, не спешили писать сольные сочинения для английского рожка, но частенько применяли его в различных ансамблях. Сочиняя сольные произведения для высокого тромбона или виолы да гамба, многие авторы той эпохи позаботились о том, чтобы эту музыку было удобно играть и на английском рожке. Они не настаивали на том, чтобы непременно звучал тот инструмент, который указан на титульном листе.
Конструкция английского рожка XVIII века была не совершенна. Инструмент был неудобен в обращении и не мог соперничать с гобоем в техническом отношении. Видные гобоисты того времени А. Безоцци, И. Фишер, Р. Рамм скептически относились к возможностям нового инструмента и предпочитали играть на гобое.

Бетховен. Трио для двух гобоев и английского рожка.

1. Allegro
2. Adagio cantabile

Тем не менее Х. Глюк включил сразу два английских рожка в партитуру своей оперы «Орфей и Эвридика». А Й. Гайдн поручил развернутое соло двум английским рожкам в симфонии № 22 «Философ», где эти инструменты воспроизводят неторопливую беседу двух мудрствующих философов.
Л. Бетховен хорошо знал и любил английский рожок. Он мастерски использо-вал его в двух очаровательных Трио. Одно из них – Вариации для двух гобоев и английского рожка на темы из оперы В. Моцарта «Дон Жуан» – признанный шедевр ансамблевого искусства. Л. Бетховен, однако, не применял английский рожок в своих симфониях, потому что далеко не в каждой столице Европы можно было найти исполнителей на этом инструменте.

Бетховен. Вариации на тему оперы "Дон Жуан" для двух гобоев и английского рожка.

Из дневников и писем Л. Бетховена следует, что Трио для двух гобоев и английского рожка звучало при жизни композитора, но, к сожалению, история не сохранила имена исполнителей.

В начале XIX века австрийский инструментальный мастер Стефан Кох стал из-готавливать английские рожки с изогнутым стволом. В исполнительской практике того времени применялись и прямые английские рожки, и изогнутые углом. Изогнутый инструмент было удобнее держать в руках, но добиваться качественного звуковысотного интонирования было по-прежнему нелегко.

Музыка 20 - 21 века.

Вольф Феррари. Концертино для английского рожка и оркестра.

I. Preludio
II. Capriccio (05:49)
III. Adagio (13:19)
IV: Finale (21:28)

Григорий Смирнов. Романс для английского рожка и оркестра.

В России горячим поклонником и пропагандистом английского рожка был М.И. Глинка. В обеих операх великого русского композитора широко используется этот инструмент. В творчестве П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, в симфонических и оперных партитурах почти всех членов «Могучей кучки» английский рожок занимает весьма почётное место. В XIX веке в России недоставало исполнителей на английском рожке, и музыкантов зачастую приглашали из-за рубежа. В 1836 г. специально для участия в премьере оперы «Жизнь за царя» был приглашён самый авторитетный в Европе исполнитель на английском рожке, профессор Парижской консерватории Г. Брод. Гастроли этого музыканта оплатила семья императора Николая I. Начиная с 1859 г., Русское музыкальное общество стало регулярно приглашать иностранных исполнителей на гобое и английском рожке для участия в симфонических концертах.

Источник: Евгений Федоров Жень-Шень, Несколько слов об английском рожке

Tags: английский рожок, музыкальные инструменты
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments