barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

АЛЕКСАНДР ДЮБЮК. ЕГО ПЕСНИ СТАЛИ НАРОДНЫМИ

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post315537353/
Liudmila5591






3 марта 1812 - 8 января 1898

Александр Иванович Дюбюк - выдающийся пианист и композитор,
который, по меткому замечанию Чайковского, более семидесяти лет
учил музыке всю Москву. Он прожил долгую и удивительную жизнь,
застал Пушкина и Толстого, Островского и Достоевского!
Но главное - Дюбюк стал одним из тех, кто стоял у истоков русского
романса. И его романсы пленяют публику уже почти два века!




В передаче "Русский француз Александр Дюбюк "звучат-
"Не брани меня, родная" сл. А. Разорёнова
Мазурка
"Не обмани" сл. Г. Гейне, перевод М. Корнеева
"Улица, улица..." автор слов неизвестен
"Певунья-птичка" сл. В. Чуевского
"Ночная серенада" сл. В. Гёте, перевод А. Фета.
"Не лукавьте" сл. Д. Давыдова
"Крамбамбули" автор слов неизвестен
"Век буду любить" сл. Е. Ростопчиной
"Не тверди" сл. П. Муратова
"Моя душечка" сл. С. Писарева




С творчеством этого музыканта и композитора знакомы даже те, кто никогда не слышал его имени. Александр Иванович Дюбюк - автор таких песен и романсов, как "Не брани меня, родная", "Птичка", "Кубок янтарный", "Приголубь меня, моя душечка", "Улица, улица, ты, брат, пьяна" и "Крамбамбули". Под его польки и мазурку танцевала вся Москва.

Сын маркиза-эмигранта Жана-Шарля дю Бюка де Бримо, бежавшего из революционной Франции и осевшего в начале XIX века в России, Александр Иванович Дюбюк родился в феврале 1812 года, накануне вторжения в Россию армии, возглавляемой мужем его двоюродной тетки - Наполеоном, а умер в конце декабря 1897 года, когда на русском престоле был последний царь Николай II.

Александр рано обнаружил музыкальную одаренность. Уже в 11 лет дает сольные концерты, играет фортепьянные пьесы в сопровождении оркестра, руководимого придворным капельмейстером Лоди. На одном из таких концертов к его отцу подошел статный мужчина лет сорока и сказал: "Я хотел бы взять его к себе". Это был величайший пианист своего времени, уроженец Ирландии Джон Фильд.

Один из самых дорогих педагогов, он в течение шести лет занимался с Дюбюком бесплатно. А тот платил учителю большой привязанностью и впитал в себя не только музыкальные вкусы Фильда, но и гуманистические черты его характера, его ироничное остроумие. Из всех учеников Фильда, а среди них был и М. И. Глинка, Дюбюк оказался наиболее близким и точным его последователем.

В холерный 1830 год Дюбюк потерял отца и должен был заботиться о хлебе насущном для себя и оставшегося на его попечении младшего брата. Он не только концертирует, но и начинает давать уроки в богатых домах Москвы. Александр Иванович сходится с кружком писателей и артистов, сложившимся вокруг журнала "Москвитянин", и близкими друзьями музыканта становятся А. Н. Островский, А. А. Григорьев, А. Ф. Писемский. Он пишет оригинальные произведения или аранжирует народные песни, романсы, которые под гитару распевают в салонах. Его романсы вплетаются в постановки пьес А. Н. Островского, нередко их поют цыганские хоры. Часто эти произведения носят шутливый, иногда адресный характер. Немудрено, что со временем многие его творения потеряли авторство и бытуют как народные.

В середине XIX века популярность Дюбюка как сочинителя достигла апогея. Развивая идеи фортепьянной школы, заложенной Фильдом, он создает труд "Основы фортепьянной игры", выдержавший несколько изданий и являвшийся учебным пособием для нескольких поколений русских пианистов.

Среди учеников Дюбюка были М. А. Балакирев, Н. Д. Кашкин, Г. А. Ларош, Н. С. Зверев.

При создании московской консерватории в 1866 году Н. Г. Рубинштейн пригласил А. И. Дюбюка в качестве профессора, воздав таким образом по заслугам фортепьянному мэтру. Но, проработав в консерватории шесть лет, Дюбюк оставил службу, так как не всегда соглашался с педагогическими установками ее руководства. Его уход из консерватории многие расценили как ссору с Н. Г. Рубинштейном. Но когда в прессе появились статьи, критикующие авторитарное правление Рубинштейна в консерватории, именно Дюбюк выступил в его защиту в газете "Московские ведомости".

Александр Иванович был трижды женат. Из его 16 детей до взрослого возраста дожили лишь шестеро. Старость он коротал в Москве, живя с младшей дочерью Марией, единственной, кто унаследовал музыкальные способности отца и стал музыкальным педагогом.

Скончался Дюбюк 27 декабря 1897 года. Похоронен был на Ваганьковском кладбище в Москве - к сожалению, могила его не сохранилась. Но наследие Александра Ивановича Дюбюка продолжает жить. Энтузиасты и исследователи русского романса Елена и Валерий Уколовы издали сборник, включающий более 100 романсов "великого романсеро", создали несколько радиопередач, в которых звучали романсы и песни Дюбюка. Его произведения включают в свой репертуар многие певцы. Доцент музыкального института им. Гнесиных Нонна Толстых преподает фортепьянную технику по системе Дюбюка.

Историк московских некрополей Михаил Дмитриевич Артамонов нашел место, где была могила музыканта. Российский фонд культуры предполагает обозначить это место памятной стелой.

И. ВРУБЕЛЬ-http://www.nkj.ru/archive/articles/5143/




Tags: Дюбюк, русские композиторы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments