ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Categories:

«Пробуждение Флоры» — одноактный балет на музыку Риккардо Дриго

«Пробуждение Флоры» — одноактный балет на музыку Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов. Создан в 1894 году.
cvt64275 (640x425, 66Kb)

Балет был сочинен в честь бракосочетания великой княжны Ксении Александровны, дочери царствующего императора Александра III, и великого князя Александра Михайловича, внука Николая I (новобрачные состояли в родстве: невеста приходилась двоюродной племянницей своему жениху) и входил в культурную программу, которой потчевали вельможных гостей со всей Европы, прибывших на свадьбу императорского дома.
История создания

Время и традиции требовали, чтобы свадьба царствующего дома проходила как большое государственное празднество, в котором обязательно задействовались императорские театры. И композитор, и хореографы получили задание: создать к бракосочетанию высочайших невесты и жениха короткий балет с простым незамысловатым сюжетом развлекательной формы без сложных психологических образов, что и было сделано.
К этому времени выдающийся русский балетмейстер Мариус Петипа уже находился в весьма почтенном возрасте, ему перевалило за восемьдесят лет, а Лев Иванович Иванов, хоть и являлся значительно моложе, но, по русской традиции, «был почти выжжен алкоголем». Они решили особо не утруждать себя творческими муками — в конце концов, подумаешь, императорская свадьба — чай, на дворе уже конец 19 века, и всяких освободительных движений пруд пруди! Заказную работу они назвали «пустячком» и использовали для неё свои уже наработанные приемы, придуманные ранее для других постановок. Фабулу заимствовали из древнего мифа о любви Зефира, бога легкого летнего ветра, и Флоры - нимфы плодов и садов, покровительницы растений.

25e702a901299c9977228c01b83e991b (700x466, 95Kb)

Балетмейстерами самими было сочинено нехитрое либретто, где действовали амуры, нимфы, вакханки, олимпийские боги и богини и все, кто должен был прославлять любовь и счастье иносказательных и высокопоставленных земных Зефира и Флоры из императорского дома. Весь балет нес прославление влюбленным и свадебное поздравление вступающим в брак, с развлекательными парадными танцами среди облаков, колесниц, лесов и гор, а персонажи — античные боги-олимпийцы символизировали царскую семью и их гостей.
Одноактный балет состоял из шести сцен с апофеозом.

Сцена 1. — Ночь. Флора, богиня цветов, и ее подруги нимфы спят под охраной богини ночи Дианы. Но вот близится рассвет, и Диана скрывается в облаках.
Сцена 2. — Мчится Аквилон, бог северного ветра; его холодное дыхание пробуждает спящих, они ищут убежище от холода в листве. Холодная роса приводит Флору в отчаянье и она просит о помощи Аврору, богиню рассвета .
Сцена 3. — Аврора утешает Флору и объявляет, что бог дня Аполлон уже следует за ней.
Сцена 4. — С появлением Аполлона все оживает. Сраженный красотой Флоры Аполлон целует ее. По его просьбе, Зефир, бог нежного западного ветра, летит в объятья своей возлюбленной Флоры. Его сопровождает Купидон и маленькие амуры. Аполлон объявляет Флоре о желании богов: ей предназначено стать спутницей Зефира и теперь всю жизнь сопровождать его
Сцена 5. — Посыльный богов Меркурий, богиня молодости Геба и бог виночерпия Ганимед преподносят Флоре и Зефиру чашу нектара и объявляют, что Юпитер подарил им вечную молодость.
Сцена 6. — Процессия: колесница Вакха и Ариадны сопровождается вакханками, сатирами, фавнами, сильванами, нимфами.

Можно сделать вывод, что для поздравления новоиспеченных супругов была задействована почти вся труппа. Осталось только добавить, что супруги породили семерых детей, после чего их брак фактически распался, хотя официально они продолжали числиться семьей. После Октябрьского переворота они эмигрировали. Большинство ныне живущих Романовых являются потомками Александра Михайловича и Ксении Александровны.

cvt64275 (700x466, 361Kb)

Свадебные пиршества отгремели.
И балетный «пустячок», как назвали сами авторы собственное творение, в котором не слишком усердствовали, тоже должен был уйти и забыться. Но этого не произошло.
Возрождение балета. Мариинский театр
20 января 1895 года балет «Пробуждение Флоры» вышел на сцену императорского Мариинского театра в том же самом составе.
Но это представление стало не последним для балета — с тех пор он прочно вошел в репертуар Мариинского театра, где исполнителями партий становились новые поколения танцовщиков. Балетный «пустячок», созданный выдающимися мастерами, на самом деле оказался шедевром, еще долго не сходившим со сцены и пользующимся зрительским успехом.
Постепенно, с течением лет, балет «Пробуждение Флоры» перестал существовать, а в 1915 году его восстановил на той же сцене Мариинского театра Николай Густавович Легат, самый первый исполнитель партии Зефира в самой первой постановке в Петергофе.
Балет ушел со сцены лишь в 1919 году вместе со всей прошлой жизнью и богами, — когда в стране новая советская власть устанавливала свои порядки и готовилась к своему собственному новому советскому репертуару.

282053_1000 (700x465, 67Kb)

Сохраненная запись балета
Но еще раньше, в самом начале ХХ века записью танца по графической системе В. И. Степанова увлекся танцор, балетмейстер и главный режиссер императорской балетной труппы Мариинского театра Н. Г. Сергеев. В бытность, когда не было надежной записывающей видеотехники, использование системы графической записи танцев становилось необходимым условием для сохранения и передачи следующим поколениям хореографического искусства; существовало несколько систем записи танца, разработанных разными хореографами.
Н. Г. Сергеев записал 27 балетов из репертуара Мариинского театра, он даже привлекал и других танцоров к этой работе. После революции Николай Сергеев эмигрировал в 1918 г. и увёз с собой сделанные записи спектаклей; после его смерти коллекция Сергеева сменила нескольких владельцев и в конце концов была продана в Гарвардский университет, США, где она и находится. Все балетные записи стали доступны. Среди этих рукописей оказалась и запись балета «Пробуждение Флоры». Вот таким образом балет был сохранен.
В настоящее время балет «Пробуждение Флоры» с английским названием The Awakening of Flora и французским названием Le Réveil de Flore с восстановленной хореографией двух величайших мастеров балета XIX столетия входит в репертуар нескольких театров.


Об удаче возвращения балета свидетельствует то, что спектакль демонстрировался в рамках фестиваля «Золотая маска» в апреле 2008 года и стал рекордсменом по числу «Золотых масок», которые он получил в главных балетных номинациях — «Лучший балетный спектакль», «Лучшая женская роль в балете» (Екатерина Осмолкина), «Лучший хореограф» (Сергей Вихарев). Постановка получила самые высокие оценки не только у жюри, но и у критики.

Сцена из балета "Пробуждение флоры"

Источник: "Циклопедия"

Tags: #балет, балет
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments