ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Он рожден быть музыкантом. Анри Вьетан

Исключительно велика историческая роль Вьетана в развитии европейской скрипичной культуры. Он был глубоким художником, отличался передовыми взглядами, и его заслуги в неустанной пропаганде таких произведений, как скрипичный концерт и последние квартеты Бетховена в эпоху, когда они отвергались даже многими крупными музыкантами, неоценимы.
7cbae2049f4f4dbe835e3893f6b38d57 (499x700, 89Kb)

В этом отношении Вьетан — прямой предшественник Лауба, Иоахима, Ауэра, то есть тех исполнителей, которые утверждали в середине XIX века реалистические принципы в скрипичном искусстве.
Вьетан родился в маленьком бельгийском городке Вервье 17 февраля 1820 года. Его отец, весьма недурно для любителя владел скрипкой, часто играл на вечеринках и в церковном оркестре; мать Мари-Альбертина Вьетан, происходила из потомственной семьи Ансельм — ремесленников города Вервье.
По семейным преданиям, когда Анри исполнилось 2 года, как бы он ни плакал, его моментально можно было успокоить звуками скрипки. Обнаружив явные музыкальные способности, ребенка рано начали учить на скрипке. Первые уроки ему преподал отец, но сын быстро превзошел его в мастерстве. Тогда отец поручил Анри скрипачу профессионалу. В судьбе юного музыканта теплое участие принял богатый меценат М. Женен, который согласился оплачивать уроки мальчика. Педагог оказался способным и дал мальчику хорошую основу скрипичной игры.

Когда Анри исполнилось 6 лет, состоялся его первый концерт в Вервье, а через год — второй, в соседнем Льеже. Успех был столь велик, что в местной газете появилась статья М. Лансбера, восхищенно писавшего о поразительном даровании ребенка. Общество Гретри, в зале которого происходил концерт, преподнесло мальчику в подарок смычок работы Ф. Турта, с надписью «Анри Вьетану Общество Гретри». После концертов в Вервье и Льеже вундеркинда пожелали услышать в столице Бельгии, где он опять пожинает лавры. На его концерты восторженно откликается пресса.

Баллада и полонез

В период дебютов Вьетана на артистическом поприще, его родители испытывали большие материальные трудности. Семья насчитывала 5 человек. Поэтому, когда после брюссельского триумфа отцу предложили вывезти Анри в Голландию, у него не хватило на это средств. Пришлось снова обратиться за помощью к Женену. Меценат не отказал, и отец с сыном направились в Гаагу, Роттердам и Амстердам.

В Амстердаме они встретились с Шарлем Берио. Услыхав Анри, Берио пришел в восхищение от дарования ребенка и предложил давать ему уроки для чего вся семья должна была переехать в Брюссель. Легко сказать! Для переселения нужны деньги и перспектива устройства на работу, чтобы прокормить семью. Родители Анри долго колебались, но желание дать сыну образование у такого необыкновенного педагога как Берио, взяло верх. Переселение произошло в 1829 году.
Анри был прилежным и благодарным учеником, и так боготворил учителя, что начал стараться его копировать. Умного Берио это не устраивало. Ему претило эпигонство и он ревниво отстаивал самостоятельность в художественном формировании музыканта. Поэтому и в ученике он развивал индивидуальность, ограждая его даже от собственного влияния. Заметив, что каждая его фраза становится для Анри законом, он с упреком выговаривает ему: «Несчастный, если ты будешь так меня копировать, то останешься только маленьким Берио, а нужно, чтобы ты стал самим собой».
Забота Берио об ученике простирается на все. Заметив, что семья Вьетанов нуждается, он добивается у короля Бельгии ежегодной стипендии в 300 флоринов.
Через несколько месяцев занятий, уже в 1829 году Берио везет Вьетана в Париж. Учитель и ученик выступают вместе. О Вьетане заговорили крупнейшие музыканты Парижа: «Это дитя, — писал Фетис, — обладает твердостью, уверенностью и чистотой, поистине замечательной для своего возраста; он рожден быть музыкантом».

Фантазия и аппассионата

В 1830 году Берио с Малибран уезжают в Италию. Вьетан остается без учителя. К тому же революционные события тех лет на время прекращают концертную деятельность Анри. Он живет в Брюсселе, где большое влияние на него оказывают встречи с м-ль Раге, блестящей музыкантшей, знакомящей его с творениями Гайдна, Моцарта, Бетховена. Именно она способствует зарождению во Вьетане бесконечной любви к классике, к Бетховену. Одновременно Вьетан начинает заниматься композицией, сочиняя Концерт для скрипки с оркестром и многочисленные вариации. К сожалению, его ученические опыты не сохранились.
Далее — новые триумфы. После Праги и Дрездена — Лейпциг, где его слушает Шуман, затем — Лондон, где он встречается с Паганини. Шуман сравнил его игру с игрой Паганини и закончил свою статью следующими словами: «С первого и до последнего звука, которые он извлекает из своего инструмента, Вьетан держит вас в магическом круге, замкнутом вокруг вас так, что в нем не найдешь ни начала, ни конца». «Этот мальчик станет великим человеком», — отозвался о нем Паганини.

Скрипичный концерт №2

Успех сопутствует Вьетану на всем протяжений его артистической жизни.
В 1835-1836 годах Вьетан живет в Париже, усиленно занимается композицией под руководством Рейха. Когда ему исполнилось 17 лет, он сочинил Второй концерт для скрипки с оркестром, имевший серьезный успех у публики.
В 1837 году он совершил первую поездку в Россию, но в Петербург он приехал к самому концу концертного сезона и смог дать лишь один концерт. Его выступление прошло малозамеченным. Россия его заинтересовала. Вернувшись в Брюссель, он стал основательно готовиться ко второй поездке в нашу страну. По дороге в Петербург он заболел и 3 месяца пролежал в Нарве. Концерты в Петербурге на этот раз проходили триумфально.

Полный текст [url]https://www.belcanto.ru/vietan.html[/url]


Tags: Вьётан, скрипачи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments