barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

8 марта 1918 года родилась Леокадия МАСЛЕННИКОВА, оперная певица Большого театра

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post264495901/
nadia_obo

forty_250 (402x600, 55Kb)

Воспитанница детского дома, работница пуговичной фабрики, студентка консерватории, куда меня послал учиться комсомол,— вот мой путь, которым я пришла к званию солистки Большого театра. Это путь многих девушек и юношей, воспитанных нашей страной, которым всюду открыта дорога. Моя мечта — создать образ советской девушки в спектакле на современную тему, образ, отражающий жизнь и борьбу советского человека за счастье нашей великой Родины».

Эти взволнованные строки принадлежат одной из молодых солисток Большого театра — Леокадии Игнатьевне Масленниковой, удостоенной в 1949 году Сталинской премии за исполнение партии Маженки в опере Б. Сметаны «Проданная невеста».

Девочка рано потеряла отца — рабочего одного из саратовских заводов. Он погиб в 1918 году, воюя с белогвардейщиной. Жена его осталась с двумя детьми на руках и решила переселиться к себе на родину, в Белоруссию, где у нее сохранились дальние родственники. Но Белоруссия была оккупирована белополяками, и семью погибшего за советскую власть рабочего встретили там враждебно. Родственники не пожелали иметь с ними ничего общего. Страшная нищета и полная беззащитность — таковы самые ранние воспоминания маленькой Леокадии.

Положение изменилось с приходом советской власти; Девочку поместили в детский дом, мать со старшим братом первое время жили в деревне (мать батрачила, брат был пастухом), а затем получили комнату в Минске, куда и переехали на постоянное жительство.

После скончания школы-семилетки Леокадия пошла работать на пуговичную фабрику, где работала ее мать . Живая, веселая, звонкоголосая девушка скоро сделалась любимицей всей фабрики. С поразительной энергией она успевала всюду: днем работала, по вечерам училась на рабфаке при Политехническом институте, принимала участие в комсомольских мероприятиях; пела с подругами украинские и белорусские песни на самодеятельных вечерах. Сначала она не придавала значения своему голосу. Ей хотелось быть инженером, и поэтому она усердно готовилась к поступлению в Политехнический институт. Но голос становился все лучше, звучнее, а музыка и пение все сильнее начинали увлекать девушку. Леокадия решила учиться петь.




Наступил крутой перелом в жизни девушки. Осенью 1939 года она была принята в Минское музыкальное училище и одновременно в хор Минского оперного театра. За два года пройдя курс училища (по пению — у В. Ф. Карина-Вишкарева), 15 июня 1941 года молодая певица сдала выпускной экзамен и была зачислена в Минскую консерваторию. Но через неделю гитлеровские самолеты бомбили Минск — началась Великая Отечественная война.

Л. Масленникова эвакуировалась на Урал, где поступила на строительство железной дороги (под городом Молотовым). Однажды летом 1942 года Л. Масленникова с кружком друзей-комсомольцев слушала пластинки, и молодая певица, взволнованная музыкой, горько расплакалась. Друзья стали утешать ее, кто-то посоветовал учиться, послать заявление в Свердловск Она пробовала отказаться: разве теперь время? Но комсомольская организация объяснила Л. Масленниковой, что, развивая свой талант, она также будет служить родине. Заявление в Свердловскую консерваторию было послано, и в тот же год Л. Масленникова была принята на второй курс консерватории.

В 1943 году она перевелась на третий курс Киевской консерватории, находившейся также в Свердловске, где будущая солистка Большого театра стала заниматься у заслуженного деятеля искусств профессора А. Б. Хесина. Вскоре Киевская консерватория выехала в освобожденный от фашистов Харьков, а затем и в Киев. Еще на четвертом курсе консерватории А. Масленникова была зачислена в Киевскую оперу, где начала свои выступления с небольших ролей (горничной Маши в «Пиковой даме» Чайковского, баб в «Ночи перед рождеством» Римского-Корсакова и т. п. ). В 1945 г., после окончания Киевской консерватории, она выезжала с гастрольными поездками в Австрию, Польшу, Германию выступала с концертными бригадами на фронте.

Во втором сезоне работы в Киевской опере в репертуаре Л. Масленниковой ответственные роли: Оксана («Запорожец за Дунаем»), Татьяна («Евгений Онегин»), Мария («Тарас Бульба»); она готовила также партию Наталки («Наталка-Полтавка»), но не успела ее исполнить, так как получила приглашение приехать на вступительный конкурс в Большой театр.

С 1946 года Леокадия Масленникова — солистка Большого театра. Первыми ролями ее были Прилепа в «Пиковой даме» Чайковского и Панночка в «Майской ночи» Римского-Корсакова. В них молодая певица показала лучшие стороны своего дарования — обаятельный голос красивого тембра (лирическое сопрано), большую эмоциональную непосредственность — отличные внешние данные. Летом 1947 года Леокадия Масленникова в числе других молодых советских артистов участвовала в музыкальном конкурсе Международного фестиваля демократической молодежи, где получила вторую премию.

После возвращения из Праги окрыленная успехом молодая певица с новой энергией принялась за работу.

Перед ней стояли новые задачи—работа над партиями Даши во «Вражьей силе» А. Серова и Маженки в «Проданной невесте» Б. Сметаны. Скромная, любящая Даша — простая и душевная русская женщина. Тепло обрисовывала Л. Масленникова ее искреннюю любовь к мужу, готовность пожертвовать собой для его счастья.


Маженка в «Проданной невесте»

Классическая чешская опера Б. Сметаны «Проданная невеста», искрящаяся неиссякаемым жизненным весельем, богатством славянских мелодий и танцев и тонким народным юмором, увлекла артистов и постановщиков спектакля. Ее появление на сцене филиала Большого театра было настоящим праздником советского исполнительского искусства. Маженка в «Проданной невесте» — увлекательный, живой и яркий образ. Работа над ним под руководством режиссера лауреата Сталинской премии Б. А. Покровского была для Л. Масленниковой важным и значительным этапом ее артистического роста.

Молодая певица настойчиво искала, как лучше и правдивее передать вокальный и сценический образ Маженки. Ей хотелось не только справиться с певческими трудностями классической чешской оперы, но и выявить в рисунке своей роли образ простой, искренней в своих переживаниях крестьянской девушки с той легкостью, грацией, непринужденным изяществом, которыми, как яркими красками, переливается партитура оперы Сметаны. Критика, много писавшая об этом замечательном спектакле (осенью 1948 г. ), единодушно отмечала Маженку — Леокадию Масленникову, живую, кокетливую и капризную, в то же время ласковую и своенравную, вспыльчивую и верную своему чувству.

Любящая, открытая и приветливая душа Маженки раскрывается в ее большом дуэте с Еником (первое действие оперы «Проданная невеста» Б. Сметаны).

Но зато каким ярким контрастом к этой лирической сцене звучит у Л. Масленниковой комический дуэт с придурковатым Вашеком, как весело и задорно разыгрывает она своего нелепого «жениха»! Особенно подчеркивает Л. Масленникова в своей Маженке ее здоровую, открытую крестьянскую природу, напоминая постоянно зрителю, что перед ним не изысканная оперная героиня, а подлинная дочь своего народа, с его врожденным оптимизмом, верой в свое будущее.

Крупные роли

Леокадия МасленниковаСледующими крупными работами певицы были две классические партии в репертуаре лирического сопрано: Маргарита в опере «Фауст» Гуно и Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин». При освоении этих сложнейших партий молодая певица особенно ярко почувствовала проявлявшуюся и прежде заботу и помощь старших товарищей-артистов. «Нам надо всемерно развивать наше вокальное мастерство. Опытные, зрелые мастера должны взять шефство над молодыми певцами»,— говорит Народная артистка СССР В. В. Барсова в статье «Поможем молодым артистам», напечатанной в газете «Советский артист». Готовя партии Маргариты и Татьяны, Л. Масленникова консультировалась с В. В. Барсовой; большую помощь оказали ей дирижеры К. Кондрашин и С. Сахаров, а также режиссер Б. Покровский.

Внешние данные Л. Масленниковой — Татьяны достаточно отвечают образу пушкинской героини, красиво и выразительно звучит ее голос. Однако в целом артистке предстоит большая работа над образом Татьяны. Л. Масленникова еще не вполне справляется с трудностями вокальной партии, в ее сценической игре порой чувствуется заученность, нарочитость некоторых движений и поз. Это особенно заметно в «Сцене в саду» (третья картина) и в отдельных мизансценах из других картин.

Скованность, отсутствие сценической свободы вредят артистке и в картине петербургского бала. Однако в самых главных, центральных эпизодах своей роли певица чаще всего находит нужные краски и в вокальном и в сценическом отношении. С подлинным волнением проводит она всю сцену письма Татьяны, по-настоящему впечатляет ее исполнение заключительного объяснения с Онегиным. Все это дает право надеяться, что при дальнейшей углубленной работе партия Татьяны может стать украшением репертуара молодой певицы (наравне с партией Маженки).



Маргарита в опере «Фауст» — партия со своеобразными сложностями: если во втором акте она предназначена скорее всего для лирико-колорагурного сопрано, то в следующих актах большая драматичность, сгущенность действия и отсутствие колоратурных фиоритур делают ее близкой скорее драматическому голосу. Л Масленникова справляется с трудностями вокальной партии Маргариты, с большой теплотой передавая переживания несчастной девушки. Хотелось бы, однако, чтоб артистка больше оттенила наивность Маргариты, чтоб она глубже дала почувствовать слушателю все обаяние ее непосредственной, детски чистой души — особенно в первых сценах. И здесь иногда, как и в партии Татьяны, проскальзывает некоторая нарочитость отдельных жестов, свидетельствующая о недостаточно глубоком вникании артистки в психологию Маргариты, об известной сценической недоработанности. С изяществом и тактом ведет Л. Масленникова небольшую роль Мисс Элен в опере Делиба «Лакмэ». Артистке удается донести до слушателей беспечность и пустую чванливость молодой английской леди. Звание заслуженной артистки РСФСР, присвоенное А. Масленниковой в дни 175-летнего юбилея Большого театра, обязывает ее еще более упорно и настойчиво работать над своим артистическим и вокальным мастерством.

Умерла Леокадия Масленникова 18 июня 1995 года в Москве.




Tags: Масленникова Леокадия, вокальное искусство, лирико-драматическое сопрано, певцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments