barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Сказочный композитор Римский-Корсаков

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post266175865/
Томаовсянка

(2/4) Портрет кисти Валентина Серова
Портрет кисти Валентина Серова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, связанной с русской природой, картинами народного быта, немаловажна и роль образов Востока. С 1861 года Римский-Корсаков — член балакиревской группы “Могучая кучка”, Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.  


Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 года в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко» и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка».
Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки. Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.




Музыкальному творчеству Римского-Корсакова присущи красочно-изобразительный характер, особая чистота лирики, связанная с миром сказки, с поэзией русской природы, мастерство инструментовки, новаторство в гармонии.


Римскому-Корсакову принадлежат 15 опер: “Псковитянка” (1872) — первая его опера, имевшая особенно большой успех у демократической молодежи, “Майская ночь” (1879) и “Ночь перед Рождеством” (1895) — по одноименным произведениям Гоголя, опера-сказка “Снегурочка” (1896, по пьесе А. Н. Островского), опера-былина “Садко” (1896), опера-балет “Млада” (1892), оперы “Царская невеста” (1898), “Сказка о царе Салтане” (1900), “Кащей Бессмертный” (1902), опера-легенда “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (1907, по мотивам русского эпоса), сатира на самодержавие — “Золотой петушок” (1907).

Римским-Корсаковым созданы выдающиеся симфонические произведения (“Испанское каприччио”, “Шехеразада”), сочинения для оркестра, романсы.

Римский-Корсаков много выступал как дирижер оперных спектаклей и симфонических оркестров. Им завершен ряд произведений Мусоргского, Бородина, Даргомыжского.

http://www.hrono.info


Наследие Римского-Корсакова, художника уникального по «глубине связей с древнейшими пластами народного миросозерцания», «национальному своеобразию не только языка и стиля, но и всей художественно-философской концепции» заслуживает пристального внимания и участливого отношения. Ибо в своем творчестве  исключительно оригинален, неожидан и неповторим.

Комментарий ily_domenech: В глубоком детстве не могла понять, почему на все эти оперы - сказки приходит в театр огромное количество взрослых и я - четырехлетняя - практически один ребенок в зале, сижу, мамой задвинутая в какую-то ложу, с конфетами и игрушками. Так хотелось выбежать на сцену в " Снегурочке", а " Майскую ночь" я боялась, Мельника было так жалко, вот " Петушку" я тогда не осилила, мама говорила - заснула. Зато теперь, при звуках ЕГО музыки, мой организм отзывается, как настроенный инструмент, на подсознательном уровне. Неужели были времена, когда ОН не звучал? Да не может такого быть! Римский- Корсаков, как Пушкин был всегда. До Чайковского и " могучей кучки" и времен-то не было.


Tags: Римский-Корсаков, русские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments