barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

21 марта - Всемирный день поэзии. Поэзия и Музыка

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post266688546/
Gostevoj

62 (300x263, 118Kb)

Уважаемые читатели! Читая раздел новостей в Интернете, вдруг обнаружил по одному из заголовков, что 21 марта отмечается Всемирный день поэзии.

В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта. Первый Всемирный день поэзии прошел в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО. Этот День, считает ЮНЕСКО, призван послужить созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.

У некоторых из вас может возникнуть вопрос, не ошибся ли я адресом, ведь блог у нас музыкальный. Да, блог музыкальный, но если взять во внимание связь между поэзией и музыкой, ответ становится очевидным.

Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкально-поэтического искусства.

Наши далекие предки не знали поэзии отдельно от музыки. Искусство на первобытной стадии развития представляло собой триединстве музыка — слово — танец. Что же было вначале — поэтическое слово или музыка? Наука дает убедительный ответ на этот вопрос — музыка! Археологи находят в раскопках времен палеолита (40 тыс. лет назад) примитивные музыкальные инструменты: кости птиц с пробитыми отверстиями, звучащие камни. Трудовые выкрики, охотничьи и боевые сигналы были первыми ростками будущей музыки, но как много столетий должно было еще пройти до ее истинного рождения!  Через ритуальные танцы, боевые песне-пляски, игры в охоту и бои шло человечество к своей будущей музыкальной культуре.

Музыкальность поэзии связана с передачей её внутренней сущности мира и особенностей окружающей нас среды. Поэтому и лирика сильного поэта часто является отражением самой ближайшей действительности через своеобразные «звукообразы», а, по сути – через бытующие интонации эпохи.

Мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям. Выдающийся музыкант и дирижёр Леопольд Стоковский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом».

Анна Ахматова о музыке сказала еще более интересно:

«В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся».


Музыку с поэзией роднит, прежде всего, то, что все искусства черпают своё вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников. Что это за источники? Наверное, это подсознательная тяга человека к прекрасному в сочетании с пониманием величия природы и вниманием ко всему, что занимает воображение.



Та же Ахматова в 1961 году, будучи в больнице, услышала по радио, как великая Вишневская поет "Пятую Бразильскую Бахиану", написала следующее:


«Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется –
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет».

"Пятая Бразильская Бахиана" Вилла-Лобоса

Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Известно, что песня – самый доходчивый способ передать глубину поэзии.

Стихи и музыку многое объединяет. Музыкальное понятие метра (размера), то есть равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке, близко к значению того же слова в поэзии. Ударения в стихотворной речи располагаются в определённом порядке, в определённом сочетании, и это тоже называется метром или размером. Но самое важное объединительное начало – душа.


Слова В.Г.Белинского  о том, что «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» дополняют простую мысль: музыкальные сопоставления эстетически оправданы потому, что музыка – душа поэзии. Музыка проясняет и открывает ее. Делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – поэзии связано с тем, что у настоящих поэтов, а не версификаторов, ставящих на первый план погоню за рифмой, огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в «звукообразах».

В них сконцентрирована красота, гармония, музыкальность, а мелодию стиха, его звукопись не просто чередование рифмующихся строк и сочетание звуков, но интонация, некий оттенок.


Стихи и звуки музыки – это звуки самой природы. Восемнадцатилетний Александр Блок, поэзия которого наполнена музыкой, эмоционально привел в одном из стихотворений свое понимание многообразной звуковой картины мира:

«В ночи, когда уснет тревога,
И город скроется во мгле –
О, сколько музыки у бога!
Какие звуки на земле!»


Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения.
В своем предыдущем посту я указал ссылку на замечательный сайт «Детям о музыке». На этом сайте есть специальный раздел, который так и называется, «Стихи о музыке». В разделе 26 страниц с прекрасными стихотоворениями о музыке. Загляните туда обязательно, не пожалеете!

С Всемирным днем поэзии Вас!

Tags: музыка и литература, стихи о музыке
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments