barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Музыкальные апокрифы

Оригинал взят у sozecatel_51 в Музыкальные апокрифы
История с отравлением

Многие, вероятно, читали «Моцарта и Сальери» А. Пушкина, но мало, кто знает, что Пушкин писал не маленькую трагедию, а анекдот, рассказанный ему бывшей графиней, пенсионером союзного значения советником наркома внутренних дел СССР Анной Федотовной ***. Фабула его такова.

Однажды секретарь Союза композиторов СССР А. Сальери пригласил своего приятеля Моцарта отобедать в ресторане Центрального дома композиторов, где он угостил своего друга присланным ему из Австрии вином. Во время обеда к ним за столик подсел молодой и подававший надежды композитор Арам Хачатурян – автор нашумевшего и понравившегося маршалу С. Буденному – чемпиону 1-й Конной армии по стоклеточным шашкам - «Танцу с шашками», и стал угощаться виномю кото.

Вино, присланное Сальери, оказалось контрафактным, в результате чего на следующий день композитор Хачатурян обратился за медицинской помощью, а в интервью «Армянскому радио» заявил, что Сальери отравил не только его, но и Моцарта.


Москву мигом облетел тревожный слух, дошедший до ушей товарища Сталина, велевшего своему железному наркому Л.Берии «разобраться и доложить». Выяснению всех обстоятельств дела мешало то, что на следующий день после товарищеского ужина Секретарь Союза композиторов Сальери самовольно покинул пределы СССР, улетев на стажировку в Вену, а Моцарт, не предупредив о том руководство Союза композиторов, – в Сибирь для чтения лекций о новейших тенденциях в советском музыкальном искусстве по комсомольской линии.

Прознав об этой истории, Пушкин написал маленькую «комидию» «Моцарт и Сальери», а композитор Даргомыжский переложил ее на музыку, восприняв как маленькую, но оптимистическую трагедию. Потом еще долго приятели Пушкина Моцарт и Сальери смеялись над этой забавной вещицей. Оперу же члена Союза композиторов А. Даргомыжского его начальник Сальери воспринял как клевету и инспирировал публикацию разгромной рецензии в газете «Правда», вышедшей за подписью своего ученика Бетховена. Сам Бетховен ее не слышал, поскольку, поскольку в день премьеры оперы находился в командировке в Париже, где сдавал тов. Н.К. Бонапарту написанную по хоздоговору Третью симфонию.

После прочтения рецензии композитор Даргомыжский осознал свою политическую ошибку и подвергнув себя острой и принципиальной самокритике, взялся за сочинение комической оперы «Яд Изоры». Однако завершить ее так и не смог.

Композитор А. Хачатурян имел беседу с нарком внутренних дел Л. Берией и после чистосердечного признания дал слово написать балет «Динамо» - о ярких достижениях одноименного спортивного общества, состоявшего на балансе наркомата внутренних дел.

Во избежание рецидива отравления тт. Моцарта и Сальери контрафактом, товарищ Сталин распорядился регулярно посылать секретарю Союза композиторов СССР А. Сальери свое любимое «Кахетинское № 8».

«Моцарты и Сальери нам нужны!» - не раз говаривал вождь и цитировал при этом Пушкина.
Tags: музыкальные апокрифы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments