barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

Балерина Кировского Ирина Чистякова

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post269902535/
Amalia_2012

Об этой балерине я знаю давно - типичная представительница Кировбалета. Оказывается, вчера был ее день рождения. Поэтому я решила поделиться тем немногим, что нашла о ней.

bMYrfrnJmq8 (330x500, 36Kb)

Все материалы, кстати, нашла – в одной замечательной группе Контакта, и в одном из блогов, посвященных советскому балету, ссылки публикую ниже.

**

x_8dd46636 (536x600, 66Kb)

Ирина Александровна ЧИСТЯКОВА (р. 9.4.1957, Ленинград), выпускница ЛХУ, солистка Кировской труппы с 1975 года. Классическая танцовщица лирико-драматического амплуа. Лауреат Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1983). Первая исполнительница миниатюры «Старая фотография» («Хореографические новеллы», 1977, Д. А. Брянцев, на фото с К. Заклинским)

x_352c5c31 (328x450, 23Kb)
и партии Подруги рабочего («Страница прошлого», 1982, балетм. тот же).

Снималась в телефильме-концерте «В мире вдохновения» (1989).

В настоящее время является педагогом-репетитором Ульяны Лопаткиной.

x_52b803eb (280x210, 18Kb)

***
"Ноги должны работать очень четко, как часы, а руки должны быть подвластны ветру музыки, акцентам, аккордам. Они должны не останавливаться, а продлевать, все время жить»
z_ffe7b853 (700x556, 284Kb)

**
Далее привожу текст с небольшими сокращениями, прочитать полностью можно в первоисточнике.

« … Ирина Чистякова стала самой известной в своём выпуске. Впервые я увидела её в спектакле «Гусарская баллада» в постановке Д.Брянцева. Сам балет, на мой взгляд, был весьма посредственной попыткой переложения всем известного фильма на язык балета (…) Но Ирина Чистякова-Шура Азарова была прелестным корнетом Азаровым! Её дуэт с Николаем Ковмиром – Ржевским состоялся. Пожалуй, благодаря этой паре вечер, проведённый в театре, не показался мне потраченным напрасно.

z_298b51bc (441x700, 238Kb)

На протяжении многих лет я видела Ирину Чистякову в самых разнообразных партиях, причём партии эти были как микроскопические, так и главные. Вообще, как я слышала от людей, близких к театру, Чистякова часто была палочкой-выручалочкой театра, особенно на гастролях. Она умудрялась танцевать в один вечер и в двойках-четвёрках, и в сольных партиях.

Физические данные танцовщицы были не идеальны. Трудно было представить Ирину Чистякову Одеттой-Одиллией, Никией или Раймондой. Средний рост, некоторая нескладность фигуры не позволяли ей танцевать и Аврору – конечно, по меркам Кировского театра. В конце 70-х – начале 80-х годов «Спящую красавицу» танцевали балерины изящных форм, с красивыми, точёными фигурками. Правда, бывали исключения (например, Кургапкина – балерина весьма виртуозная, но, на мой взгляд, не самая идеальная Аврора), но они, как говорится, подтверждают правила…

Было время, когда Ирину поставили в пару с Фарухом Рузиматовым – самым лучшим Базилем на тот момент. Разница в возрасте не помешала этой паре создать интересный дуэт (…)

y_f4ac917d (473x640, 47Kb)

Одной из балеринских партий, которые танцевала Чистякова, была Гамзатти. После блистательной Тереховой выходить в этой партии было трудно (…) Танцевала Чистякова эту партию технично, особенно итальянские фуэте. Я видела её неоднократно с разными партнёрами-Солорами и партнёршами-Никиями. Гамзатти Чистяковой была весьма узнаваемой - своенравная избалованная девица, не желающая уступать жениха нищей Никии…

x_9a3fc92d (356x500, 44Kb) x_14ecd0b9 (305x500, 40Kb)


z_96072982 (435x700, 294Kb)

Чистякова была участницей премьеры «Корсара» 1987 года во втором составе. Она танцевала Гюльнару. По-моему, это была большая удача танцовщицы. Не слишком внятный сюжет, как ни странно, давал возможность исполнителями фантазировать и создавать образы, наделённые какими-то особенными чертами характера. Гюльнара Чистяковой не унывала! Она верила в то, что вырвется из плена Ланкедема – и она попадала в гарем к паше! Там героиня Чистяковой чувствовала себя замечательно, о чем и говорил её жизнерадостный танец. Наконец, Гюльнара встречала Али, с которым убегала из гарема – и снова с удовольствием!

x_7937a30c (341x490, 29Kb) x_62bc11b5 (349x500, 47Kb)


Я видела Ирину Чистякову Бриллиантом в «Спящей красавице», в па-де-труа из «Лебединого», в вариации IV акта «Дон Кихота» (она заснята в 1987 году в спектакле с Т.Тереховой и Ф.Рузиматовым), Феей Кукол в па-де-труа, которое она танцевала с такими интересными партнёрами, как С.Вихарев и А.Лунёв… y_4b33a2cd (647x586, 203Kb)

z_c7c6cddf (542x700, 361Kb)

У меня сложилось впечатление, что не было такого балета, в котором бы не танцевала Ирина Чистякова. В «Спящей» выходила в четвёрке фрейлин 1 акта (заснята в 1983 году в спектакле с участием И.Колпаковой и С.Бережного). Танцевала она и Огневушку-Поскакушку в «Каменном цветке» (есть запись 1991 г. в спектакле с Т.Тереховой, А.Поликарповой и Н.Гуляевым). В па-детруа из Лебединого озера Чистякова танцевала партию "подруги принца", за которой ухаживает Шут(…)

Очень часто в кулуарах можно было слышать: «Почему Чистяковой не дают Аврору? И с Никией она бы справилась!» Да, наверное, справилась бы однозначно… С техникой у Ирины Чистяковой всё было в порядке… Только перед глазами стояли такие образцы стиля Петипа, как Колпакова и Комлева, и танцовщицы с куда более привлекательными внешними данными, как Аюпова и Асылмуратова. Наконец, такие яркие индивидуальности, как Мезенцева и Терехова.

x_c010f320 (370x500, 31Kb) x_d1f0b21a (365x500, 45Kb)

В начале 90-х годов на сцене Пушкинского (ныне Александринского) театра состоялся творческий вечер Ирины Чистяковой. Балерина очень хотела показать публике те партии, которые ей не давали танцевать в театре. Её можно было понять. Зрители любили «палочку-выручалочку» Чистякову, и театр был полон. Открывался вечер Тенями из Баядерки. Конечно, кордебалета не было, но была тройка теней, из которой я почему-то запомнила Ольгу Волобуеву, которая через какое-то время переехала в Бостон. Не помню и партнера, да это и не важно… Конечно, балерина станцевала Тени технично; станцевала она и па-де-де из «Спящей красавицы» - тоже без видимых ошибок. Но именно этот вечер подтвердил правоту руководства театра в том, что Никию и Аврору танцевали другие исполнительницы. Не хватало Чистяковой красоты линий в позах адажио Теней, недоставало изящества в изумительной хореографии па-де-де из «Спящей»… Впрочем, я была рада, что балерина осуществила свою мечту и показала зрителям новые образы.

z_0bd009e9 (557x700, 239Kb)


Блестяще станцевала она па-де-де Обера в паре со своим тогдашним мужем – Ю.Фатеевым, сорвав бурные аплодисменты.(…)

Оглядываясь назад, я понимаю, что на таких исполнительницах, как Ирина Чистякова, и держится музыкальный театр…»



Источники:

http://vk.com/ballet_foto
http://ivlae.livejournal.com/21330.html

z_7180a32c (462x700, 213Kb)

Сохранилось не очень  много видеозаписей с Ириной Чистяковой. Но на тех, что есть можно увидеть и техничность исполнения, и недостатки фигуры, и красоту балерины.


x_6911123d (500x379, 42Kb)

x_d941b76f (343x500, 31Kb)


x_ab9bdfdd (470x600, 59Kb)



z_90000ce7 (700x667, 463Kb)

Очень интересная артистка. А главное у меня она ассоциируется с замечательной эпохой Кировского балета, моим любимым временем в истории этого великого искусства.



Tags: Чистякова Ирина, балет
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments