n_in_a_ova (n_in_a_ova) wrote in iskusstvo_zvuka,
n_in_a_ova
n_in_a_ova
iskusstvo_zvuka

Categories:

Нина Ананиашвили в балете "Лебединое озеро" П.И.Чайковского.

Нина Ананиашвили. Родилась 28 марта 1963 года в Тбилиси.
Артистка балета, педагог.
Заслуженная артистка РСФСР.
Народная артистка Грузинской ССР.
Народная артистка России.


805541939 (1) (600x340, 28Kb)

Ребенком Нина часто болела, и для укрепления здоровья родители отдали ее в секцию фигурного катания. К шести годам Нина получила свои первые спортивные разряды, а в возрасте десяти лет стала чемпионкой Грузии в младшей возрастной группе.
В 1969 году началось ее обучение балету. В Государственном хореографическом училище Грузии ее педагогом стала Тамара Выходцева, наставником маленькой Нины был также великий танцовщик Вахтанг Чабукиани. Впечатляющие успехи Нины привлекли внимание балетных специалистов, которые убедили родителей отправить ее для продолжения обучения в Москву.
В 1976 году перешла в Московское академическое хореографическое училище, где ее педагогом стала Наталья Викторовна Золотова. На втором году обучения в МАХУ одним из партнеров Нины стал Андрис Лиепа. Еще будучи учащейся МАХУ, Нина Ананиашвили принимала участие в престижных Международных конкурсах артистов балета
В 1980 году она получила Золотую медаль (младшая группа) на 10-м Международном конкурсе артистов балета в Варне, Болгария.
В 1981 году, выступая в дуэте с Андрисом Лиепа, Нина Ананиашвили была удостоена Гран При (младшая группа) на 4-м Международном конкурсе артистов балета в Москве (А. Лиепа получил Золотую медаль).
В 1981 году окончила МАХУ и была принята в труппу Большого театра в должности артистки балета. Там ее педагогами стали Раиса Степановна Стручкова и Римма Клавдиевна Карельская. В кордебалетных партиях Ананиашвили не появлялась, танцуя на первых порах сольные номера и па де де в концертах.
В 1982 году, в свой первый сезон в Большом театре, уже выступила в сольных партиях в балетах "Деревянный принц" и "Шопениана". В балете "Анна Каренина" по приглашению М.М. Плисецкой она танцевала партию Китти в одном с ней спектакле.

В 1982 году на гастролях Большого театра в Германии (Гамбург) станцевала свою первую главную партию - Одетту/Одиллию в "Лебедином озере".

В 1982 году Ананиашвили впервые выступила в составе зарубежных трупп, станцевав с А. Богатыревым главные партии в "Лебедином озере" в Канада.
В 1983 году ее официально переведена на ставку солистки балета Большого театра.
В 1983-1987 годах пополнила свой репертуар партиями классического репертуара. На сцене Большого театра она танцевала в балетах "Шопениана", "Жизель", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Раймонда", "Видение розы", "Ромео и Джульетта".


f19c1ceee3f7 (364x364, 14Kb)

В 1985 году была удостоена Золотой медали (старшая группа) на 5-м Международном конкурсе артистов балета в Москве. В том же году приобрела статус прима-балерины Большого театра.
В 1986 году Н. Ананиашвили с А. Лиепой получили Гран При на 3-м Международном конкурсе артистов балета в Джексоне, шт. Миссисипи, США.
В 1986 году, после долгого перерыва, связанного с обострением международных отношений, артисты балета Большого театра впервые выехали на гастроли на Запад. Выступление Ананиашвили в "Раймонде" в Лондоне было с воодушевлением встречено публикой и критиками. Этот год стал переломным в артистической карьере молодой 23-летней балерины. Изменения в политической системе страны позволили ей принять многочисленные приглашения зарубежных театров.
В 1988 году Ананиашвили и Лиепа стали первыми советскими танцовщиками, приглашенными в New York City Ballet. В этой знаменитой труппе Нина станцевала главные партии в балетах Джорджа Баланчина "Вариации из "Раймонды"", "Аполлон" (оба - с А. Лиепой), "Симфония до мажор" (c Отто Ньюбертом) .
В 1988 году исполнила в Большом театре поставленную на нее заглавную партию в опере-балете "Млада", дебютировала в главных партиях в балетах "Спящая красавица" и "Золотой век".
В последующие годы Нина Ананиашвили превратилась в международную суперзвезду.
Она стала первой русской балериной, приглашенной в труппу Королевского Датского балета, где танцевала в балетах А. Бурнонвиля "Сильфида", "Неаполь", "Фестиваль цветов в Дженцано". Нина Ананиашвили стала вообще первой балериной не датского происхождения, танцевавшей главные партии в этих балетах.
Она сотрудничала с балетом Мариинского театра, выступив в главной партии в премьере возобновления спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Л. Лавровского, а также в "Дон Кихоте", "Лебедином озере" и "Спящей красавице".
Прима-балерина не забывала свой родной город Тбилиси. Первые выступления там, уже в ранге солистки Большого театра, относятся к 1983 году, когда Н. Ананиашвили и Ю. Васюченко выступили в составе труппы местного театра.
Выступая в труппе Королевского лондонского балета Ковент Гарден, работала непосредственно со знаменитым британским хореографом Кеннетом МакМилланом.


8585fe33ec8467e548fe67103cbc3278 (640x426, 35Kb)

В качестве приглашенной солистки танцевала также в труппах Римской оперы и театра Ла Скала, Королевского Шведского балета, Гетеборгского балета, Балета Монте Карло, национальных балетных театров Норвегии и многих др. Участие в спектаклях известных зарубежных театров позволило балерине значительно расширить свой репертуар - список ролей Нины Ананиашвили насчитывает более 90 партий.
С 1993 года является прима-балериной Американского балетного театра, где исполнила ведущие партии в спектаклях.
В 1996 году Нина Ананиашвили "открыла" молодого хореографа Алексея Ратманского, заказав ему для своей антрепризы балеты "Прелести маньеризма" и в 1998 году - "Сны о Японии", показанные с большим успехом на сцене Большого театра, а также в Токио, Париже, Алма-Ате и Тбилиси. "Сны о Японии" были удостоены премии "Золотая маска" Союза театральных деятелей России и Премии ассоциации японских продюсеров как лучший балетный спектакль года.
В 1997 году станцевала в Большом театре заглавную партию на премьере балета "Жизель".
Благодаря инициативе Нины Ананиашвили, в репертуаре Большого театра появилась программа балетов Баланчина.
В декабре 2000 году Н. Ананиашвили и А. Фадеечев основали "Театр танца". За неполные два сезона "Театр танца" создал свой оригинальный репертуар, куда сначала вошли балеты Алексея Ратманского "Прелести маньеризма" и "Сны о Японии". В сезоне 2002-2003 годов "Театр танца" лишился репетиционной базы и сумел показать зрителям только "Прелести маньеризма" и выдвинутый на премию "Золотая маска" балет "Леа".
В 2004 году репертуар Нины Ананиашвили пополнился еще одной новой партией: в апреле она исполнила заглавную роль в одном из премьерных спектаклей «Анны Карениной» в Королевском датском балете, Копенгаген.
С сентября 2004 года она - художественный руководитель Национального балета Грузии, директор Хореографического училища им. В. Чабукиани.
С 1988 года замужем за Григолом Вашадзе, который в 2008-2012 годах занимал пост министра иностранных дел Грузии.




Tags: Ананиашвили, Чайковский, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments